Литургия: Твоя от Твоих… (7)

Мы продолжаем разговор о самой важной части литургии — Евхаристическом каноне. В прошлый раз мы остановились на начале чтения священником евхаристических молитв..

«Свят, свят, свят Господь Саваоф…»

Скажем еще несколько слов о первой тайной священнической молитве Евхаристического канона («Достойно и праведно…») [1]. Она является благодарением Богу за дарованное нам бытие и воспоминанием о Его бесконечных благодеяниях, о которых мы ничего можем и не знать ( «ихже вемы и ихже не вемы, явленных и неявленных благодеяниих, бывших на нас» [2]). Однако мы как участники Евхаристии не пребываем в одиночестве. Мы — только часть творения (хотя, безусловно, любимейшие создания, ради которых и принесена Жертва искупления). И не все еще наши силы, устремления души направлены на славословие Творца. Есть в мироздании существа, жизнь которых выражается единственно в славословии, благодарении Богу и предстоянии Ему. Заключительные слова первой евхаристической молитвы дают нам представление о многообразии, величии этих существ и передают нашу благодарность Богу за предпочтение нас для совершения этого служения перед всем Ангельским воинством: «Благодарим Тя и о службе сей, юже от рук наших приятии изволил еси, аще и предстоят Тебе тысящи Архангелов и тмы Ангелов, Херувими и Серафими, шестокрилатии, многоочитии, возвышающиеся пернатии» [3].

В то время, как священник, стоя перед престолом, заканчивает чтение молитвы «Достойно и праведно…», диакон, встав с левой стороны престола, поднимает правой рукой звездицу, покрывающую дискос, и благоговейно веет ею, то приподымая, то опуская. Это производимое диаконом символическое действие означает то же самое, что и колебание возду́ха во время пения Символа веры, то есть «движение» в данный момент над сосудами Духа Святого и ожидание Его схождения на Дары, стоящие на престоле.

По завершении пения хора священник возглашает: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще», — что является продолжением только что прочитанной им тайной молитвы. Эти слова, возможно, для молящихся в храме не совсем понятные, относятся к четырем таинственным животным из Откровения Иоанна Богослова: «поюще» — к орлу, «вопиюще» — к тельцу, «взывающе» — ко льву и «глаголюще» — к человеку (Откр. 4, 7-8). Диакон же на каждое призывание касается звездицей краев дискоса таким образом, чтобы получился правильный крест.

Сразу же после этого возгласа хор начинает петь: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних». Это почти прямая цитата из книги пророка Исаии (Ис. 6, 1-3), в которой так же, как в упомянутом месте из Откровения Иоанна Богослова, описывается видение Престола Господня и окружающих Его Небесных Сил, непрестанно славословящих Бога. Поясним трудные места этой молитвы: «Господь Саваоф» означает «Владыка небесных воинств», а слова «Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне» , по объяснению архимандрита Киприана (Керна), «обращенные некогда еврейскими детьми к идущему на вольную Страсть Господу, обращены теперь к идущему на евхаристическое заклание Агнцу. «Осанна» значит «Господи, спаси». Таким образом, мистическое созерцание Божией славы, предвечной Его силы, могущества, святости и красоты и неизреченные вещания таинственных апокалиптических животных в литургическом сознании Церкви связаны с видением шестокрылатых и многоочитых Херувимов и Серафимов и с созерцанием Христовой «славы», т. е. Его искупительных Крестных Страданий».

Здесь важно понимать, что и тайная молитва священника, и следующий за ней возглас «Поюще, вопиюще…», и воспеваемое хором ангельское славословие — все это логически связанный, непрерывный текст, который должен восприниматься как единое целое.

«Приимите, ядите…»

Во время пения хором «Свят, свят, свят Господь Саваоф…» священник читает вторую евхаристическую молитву, которую приведем полностью: «С сими и мы блаженными Силами, Владыко Человеколюбче, вопием и глаголем: Свят еси и Пресвят — Ты и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый. Свят еси и Пресвят, и великолепна слава Твоя, Иже мир Твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единороднаго дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный. Иже, пришед и все, еже о нас, смотрение исполнив, в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот, прием хлеб во святыя Своя и пречистыя и непорочныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и апостолом, рек…» [4]. Эта молитва — начало буквального исполнения заповеди Божией: сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19), данной Господом во время Тайной Вечери. В ней священник своими устами исповедует святость Божию и вместе с тем прославляет бесконечную любовь к нам Бога Отца. Перед нами предстает Сионская горница и Христос в окружении Своих учеников, готовящийся произнести слова, открывающие нам тайну Причащения, которая является для нас до конца непостижимой, так же как и тайна Воплощения Бога Слова.

«Приимите, ядите: сие есть Тело Мое еще за вы ломимое во оставление грехов», — возглашает иерей, указывая на находящиеся на престоле Дары. Пламенный кронштадтский пастырь оставил такой завет христианам относительно их отношения к священникам: «Слушайте нас, как Самого Христа» [5] , также и напоминание пастырям: «Нет Христа на земле видимо, но мы Его наместники; не говорит Он видимо, а невидимо: мы должны говорить от лица Его видимо» [6] . Этот момент литургии лучше всего показывает высоту и святость священнического служения. Иерей дословно произносит слова Христа, сказанные Им во время установления Таинства Причащения. Он — ближайший друг Божий, исполняющий словесную, бескровную службу, совершает которую Сам Христос.

Затем, произнеся про себя слова «подобне и Чашу по вечери глаголя» , священник продолжат вслух:«Пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за Вы и за многи изливаемая во оставление грехов». Это продолжение слов Спасителя, сказанных Им на Тайной Вечере. Этот и предыдущий возгласы заканчиваются одинаковыми словами — «во оставление грехов». То есть смысл причастия Тела и Крови Спасителя в восстановлении связи человека с Богом, разрушенной грехом. Христос проливает Свою Кровь за нас, проносит Жертву любви ради нашего спасения. Совершает великое дело Искупления, которое с нашей стороны должно заключаться в принесении покаяния и оставлении греховной жизни.

Еще один момент, на который следует обратить особое внимание, заключается в характере этих евхаристических возгласов. Христос, обращаясь к нам устами священника, не оставляет нам возможности отнестись к совершающейся Тайне Жертвы, приносимой Христом за мир, как к изобразительному действию, чтобы мы могли бы удовлетвориться одним лишь (даже и со страхом и благоговением) созерцанием происходящего. Он говорит: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое…« и «Пийте от нея вси: сие есть Кровь Моя…«, давая понять, что, отказываясь или уклоняясь от вкушения Его Плоти и Крови, мы тем самым отворачиваемся от Бога.

Диакон в молчании целует престол, кланяется священнику и, скрещивая руки, берет с престола потир и дискос. Иерей в этот момент тайно молится, еще раз кратко напоминая себе последовательность искупительного подвига Христова: «Поминающе убо спасительную сию заповедь и вся, яже о нас бывшая — крест, гроб, тридневное Воскресение, на Небеса Восхождение, одесную седение, второе и славное паки пришествие» [7].

Сразу же после этой молитвы священник, воздевая руки, возглашает: «Твоя о Твоих Тебе приносяще о всех и за вся» . Диакон в это время возносит дискос и потир над престолом. Вот как объясняет смысл этих слов и этого действия (которые и являются собственно Святым Возношением) один из толкователей литургии, епископ Виссарион (Нечаев): «Мы не имеем ничего собственного, чем бы достойно могли выразить Тебе, Боже, Отче, благодарность за Твои благодеяния, явленные нам в Единородном Сыне Твоем; поэтому в знамение нашей благодарности проносим Тебе Твоя, Твои же дары, сей хлеб и сие вино,— от Твоих, то есть из бесчисленно многих Твоих даров избранные, как они избраны Самим Единородным Твоим Сыном при установлении таинства, Твоему имени посвященные и Тебе уготованные в таинственную жертву. Приносим о всех (по всему), то есть по всем уважительным причинам, которые при сем были упомянуты, и за вся (для всего), то есть для всех вышесказанных целей» [8].

_________

  1. Для более глубокого понимания Божественной литургии мирянам необходимо ознакомиться с полным текстом основного богослужения Церкви Христовой, включая тайные священнические молитвы. Рекомендуем интересующимся приобрести одно из многочисленных издающихся ныне пособий с параллельным церковнославянским и русским текстом. Например: Божественная литургия. Киев: «Пролог», 2004.
  2. «Что знаем и чего не знаем, за все явные и неявные благодеяния, излитые Тобою на нас».
  3. «Благодарим Тебя также за это служение, которое Ты соблаговолил принять от наших рук, хотя и предстоят Тебе тысячи Архангелов и десятки тысяч Ангелов, Херувимы и Серафимы, шестикрылые, исполненные очей, парящие, быстрокрылые».
  4. «И мы, Владыка Человеколюбче, вместе с этими блаженными Силами воспеваем Тебя и говорим: Ты Свят и Пресвят — Ты, Единородный Твой Сын и Дух Твой Святой. Ты Свят и Пресвят, и великолепна слава Твоя, ибо Ты так возлюбил мир Твой, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Придя и исполнив все, задуманное Тобою о нас, в ночь, когда Его предавали, или скорее, когда Он Сам отдавал Себя ради жизни мира, взяв хлеб в Свои святые, пречистые и непорочные руки, возблагодарив и благословив Тебя, Он освятил, преломил и дал его Своим святым ученикам и апостолам, сказав…».
  5. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Священнику.
  6. Там же.
  7. «И теперь, вспоминая эту спасительную Его заповедь и все, совершенное Им для нас,— распятие, погребение, тридневное Воскресение, на Небеса Восхождение, сидение одесную Тебя, Его повторное пришествие во славе».
  8.  Епископ Виссарион (Нечаев). Толкование на Божественную литургию.

Иеромонах Дорофей (Баранов)
www.eparhia-saratov.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *