Пост – время радости

Икона Рождества ХристоваМы входим в святой Рождественский пост. Многие думают, что пост – тяжёлое, грустное время, когда ничего нельзя. Для чего же Святая Церковь даёт нам эти сорок дней? Каковы главные аспекты этого спасительного для нас времени?

Пришёл на землю Христос

Пост должен быть радостен для нас, потому что это время перемен к лучшему. Во время поста мы отдаём приоритет духовным вещам, усиленно боремся с грехами, а значит, совершенствуемся. Разве это может огорчать? Сам Спаситель говорит: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое…» (Матф.6:17). Это не случайно: именно во время радости приводили себя в порядок – помазывали голову, а во время печали её посыпали пеплом.

Пост ещё можно сравнить с выходными днями — временем, когда мы можем навестить своих близких, друзей, нуждающихся в нашем внимании. В эти дни можно спокойно почитать духовную литературу. Мы ведь не проводим выходные в печали. Так и пост не должен быть грустным.

Именно на Рождественский пост приходится празднование гражданского Нового года…

Да, к сожалению, рождественский пост затмевается большой суетливостью, связанной с этим праздником, когда духовное подменяется физической радостью. И всё-таки Новый год объединяет людей. Каждый должен решить сам, как проводить новогодние праздники. Сейчас нет проблемы организовать постный стол. Так что при желании и пост соблюсти, и людей уважить, и собственное праздничное состояние сохранить можно. Новогодний вечер – это повод сказать тем, кто нам дорог, хорошие слова, напомнить о грядущем Светлом Празднике, ведь в этом году мы будем отмечать уже 2013-ый год от Рождества Христова.

Время духовных подвигов

Пост – это своеобразный контроль, экзамен. Рождественский пост является напоминанием о том событии, которое переменило нашу собственную жизнь. Спаситель пришёл в этот мир ради нашего спасения. Пришёл не ради человечества, а ради каждого человека. И поэтому мы тоже берём на себя духовный подвиг, приносим жертву Богу.

Где мы можем ошибиться? Верующие чаще смотрят на внешнюю сторону: на еду, одежду. Но надеть чёрное и не есть мясо — не главное. Это путь к фарисейству. А ведь именно против этого сильнее всего выступал Христос. Вот когда к физической аскезе присовокупляется аскеза духовная, тогда только пост имеет смысл и мы становимся ближе к Богу.

Почему пост требует физического воздержания?

Человек создан из души и тела, и они, образно говоря, «работают в одной связке». Как нельзя одного коня погонять, а другого придерживать, так и тело нельзя противопоставлять душе. Это некие «костыли», с помощью которых мы могли бы быстрее идти к цели. А цель эта – очищение души и приближение к Богу. Но невозможно, наевшись шашлыков, слёзно молиться. Если же человек болен или у него тяжёлая работа, он сам, побеседовав с духовником, определяет меру послабления. Есть различные жизненные обстоятельства, и здесь нужно быть разумным.

К тому же Рождественский пост не такой строгий, как Великий. И логика здесь простая. Достаточно посмотреть на годовой круг. В летнее время, когда много овощей, фруктов – пост более строгий. А вот зимой человеку даётся послабление в виде разрешения вкушать в определённые дни рыбу и постное масло, потому что это время трудное. Физически его нелегко перенести. Церковь очень мудро всё устроила. А потом, чем ближе к Празднику, тем и пост строже. Со 2-го января уже никаких послаблений. Так человек правильно готовится к празднику.

А как дети должны проводить пост?

Для детей пост должен заключаться в ограничении сладостей, просмотра развлекательных передач, компьютерных игр. Им обязательно надо объяснить, что это и есть их воздержание. И делать это нужно не просто так, а ради Христа. Приучать ребёнка к посту надо постепенно. Это зависит от его духовного развития, и мера для каждого здесь разная. Этот вопрос родителям надо обговорить с духовником.

В борьбе с грехом

Как только человек перестаёт делать то, к чему он привык, так его страсти распаляются и их легче увидеть. Если человек ходит раздражённый, озлобленный, это значит, что он делает что-то неправильно. Его пост неверен. В это время очень полезно почитать те труды святых отцов, в которых они дают наставления в борьбе с конкретными страстями, основанные на большом церковном опыте. Это «Указание пути ко спасению» епископа Петра, «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться» Феофана Затворника, «Лествица» Иоанна Лествичника и другие.

Важно подойти к посту серьёзно. Никто из нас не знает, сколько дней нам отмерено. Надо поститься с той мыслью, что возможно, это наш последний пост.

Часто человек начинает пост, но до конца этот путь не проходит. Я желаю не расплескать чашу нашего терпения и любви и донести её до Праздника. Помнить, что в какой мере мы постимся, ту меру радости и получим от Господа.

Каждый пост – некая ступень, по которой мы восходим ко Господу. Важно правильно настроить себя. Если мы сомневаемся в своих силах, то и пост будет тяжек. Если же скажем: «Буду стараться!» — Сам Господь поможет.

Марина Лаптева
pravoslavie.lv

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *