ВЕРНУТЬ УСТРЕМЛЕНИЕ К БОГУ

Митрополит Саратовский и Вольский ЛонгинБеседуем о Рождественском посте с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгиным.

Цель поста в том, чтобы человек остановился в повседневном беге своей жизни и подумал о Боге. Ведь как мы живем? Даже если мы верующие люди, ходим в церковь, то все равно уклоняемся от нашего пути под самыми благовидными предлогами. Церковь знает об этом, поэтому она установила периоды поста, которые помогают человеку поставить себя на правильную дорогу.

Пост — это время, когда мы через воздержание от некоторых видов пищи, от развлечений, от излишней суеты и злых дел стараемся вернуть своей душе правильное устроение — ее устремление к Богу. Если мы эту цель осознаем и ставим перед собой, тогда наш пост будет полезен. Тогда не так уж важно будет, насколько строго мы постились, хотя, конечно же, телесный пост соблюдать нужно. И надо это делать, учитывая состояние своего здоровья, потому что, как сказано в Древнем патерике, мы не телоубийцы, а страстоубийцы. Постом мы убиваем не тело, а страсти. Действительно, общеизвестно, что человек постящийся, внимательный к себе, легче справляется со своими недостатками. Поэтому пост — это не только воздержание в пище. Церковь всегда об этом говорит, но не всегда бывает услышанной. Обычно вновь и вновь нас начинают спрашивать о мельчайших подробностях «гастрономического» поста. Но дело в том, что даже если мы ничего не будем есть, но при этом будем вести столь характерный для нас рассеянный образ жизни, то смысла в таком посте не будет.

— На время Рождественского поста выпадает новый год. У взрослых — корпоративы, походы друг к другу в гости, у детей — утренники, елки, каникулы… 

— Я слышу это столько, сколько нахожусь в Церкви. И меня всегда удивляет вот что: когда вроде бы совершенно нормальные люди говорят о новогоднем времени, но создается такое впечатление, что подразумевается какой-то неистовый разгул, вакханалия. Нет ничего страшного в том, чтобы сходить в гости, сводить детей на елку. Нет совершенно ничего плохого в неукорительном проведении этого праздника, ставшего у нас традиционным. Да, мы, христиане, понимаем, что Новый год — это замена, некий двойник Рождества, создававшийся в сознании советского человека. Но праздник прижился, и я не вижу ничего страшного в том, что люди его отмечают нормально, по-человечески. Даже если вы пришли в гости, неужели за столом человек не найдет себе чего-то, что он может съесть в постное время? Конечно, найдет: и салаты, и овощи, и рыбу, и какие-то морепродукты. Можно выпить бокал вина, шампанского. Ничего преступного в этом совершенно не будет, если при этом человек помнит, что идет пост, знает, для чего этот пост, какие требования надо к себе предъявлять.

Более того, я считаю, что зимнее каникулярное время, которое мы имеем сейчас, — большое благо для верующих людей. Последняя неделя Рождественского поста, со 2 января, — достаточно строгая. И каникулы как раз дают людям возможность ходить в храм, посещать богослужения, поговеть в полном смысле этого слова и тем самым нормально подготовиться к Рождеству. Поэтому я не отдал бы никому эту неделю перед Рождеством, которую разница в календарях так счастливо помогает нам провести по-христиански.

— Зимнее время в России и так тяжелое: холод, темень… А тут еще нужно поститься, чаще ходить в храм…

— Верующие люди так не говорят. Верующие люди постятся и Бога благодарят. А говорят так люди, которые поститься не хотят. Но ведь их никто и не заставляет! Пожалуйста, ешьте то, что вам хочется. Тем более, если у верующего человека есть проблемы со здоровьем — пост или ослабляется, или отменяется совсем. Если же относиться к посту как к какой-то неприятной обязанности, обузе, тогда лучше вообще не думать о посте. Пост — это добровольная жертва, которую человек приносит Богу для переустроения своей души. А если не ставишь перед собой такой цели, то и поститься не надо.

— Говорят, что лучше недопоститься, чем перепоститься. Как это понять?

— Имеется в виду, что не стоит брать на себя сразу какие-то очень высокие подвиги. Скажем, если человек, прочитав Древний патерик или другие монашеские книги, пытается соблюдать весь устав о посте,  не рассуждая. Но не надо забывать, что мы сейчас питаемся далеко не так, как христиане в IV–V веках, населявшие египетскую пустыню. Для них тот пост, который они держали, не очень сильно отличался от их обычного рациона. Но если сегодня от нашей обычной разнообразной пищи резко перейти на хлеб и воду — много чего плохого может случиться с человеком. Вот в этом плане выражение правильное: лучше недопоститься, чем без рассуждения попытаться сразу вскочить на ту высоту, которая для нас сегодня малодоступна.

— Когда я не ем мяса, я становлюсь злой и грубой, правило читать не могу, и вообще ничего не могу делать регулярно. Как быть?

— Нужно постепенно учиться посту. Надо начать поститься по средам и пятницам, попробовать хотя бы год так пожить. И еще нужна правильная мотивация. Время поста нельзя рассматривать как некое измывательство над самим собой. Это самоограничение ради Бога. Но сегодня у человека нет привычки к самоограничению в принципе. Всем нам, с раннего детства говорят, что наша задача — взять как можно больше от жизни и ни в коем случае себя ни в чем не ущемлять. Это губительная идеология: мы можем превратиться в группу особей, которые будут только требовать чего-то и, не получая, друг друга уничтожать. Это страшное качество, с ним нужно бороться, нужно что-то ему противопоставлять. И, кстати, пост — очень хорошее средство для того, чтобы начать бороться с этим господствующим сегодня в мире явлением.

 

 

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин
pravoslavie.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *