О ЛИТУРГИЧЕСКОМ СИМВОЛИЗМЕ

Патриаршая литургия. Фото: А. Поспелов / Православие.RuБожественная литургия символически содержит в себе все тайны вочеловечения Сына Божия, все дела Его, которые Он сотворил и явил нам от начала и до конца Своей земной жизни, от самого Рождества Своего до Вознесения и ниспослания Святого Духа на Церковь. Но символический смысл Литургии не всегда легко понять, так как часто в Божественной литургии под одним священнодействием могут подразумеваться несколько событий евангельской истории.

Постараемся разобраться в последовательном символизме литургических священнодействий в соответствии с последовательностью евангельских событий.

ПРОСКОМИДИЯ — символ Рождества Христова:Митрополит Лавр совершает проскомидию. Фото: Г. Балаянц / Православие.Ru

  • Жертвенник означает вертеп – пещеру Рождества;
  • Агничная просфора символизирует Пресвятую Богородицу;
  • Вынутый из нее Агнец – Самого рожденного Христа;
  • Дискос – ясли;
  • Звездица – вифлеемскую звезду;
  • Покровцы – пелены при рождении Младенца;
  • Кадило с фимиамом – смирну и ладан, принесенные волхвами.

На Проскомидии присутствуют и прообразовательные символы Христовых Страданий:

  • Крестообразное разрезание Агнца копием – распятие Христа на кресте;
  • Копие – символизирует то самое копье, которым воин проткнул ребро Христово;
  • Вино и Вода – истекшие Кровь и воду.

Но так как по ходу литургии и последовательности евангельских событий Страданиям Христовым надлежит быть гораздо позже, то все эти прообразы Христовых Страданий на проскомидии указывают на Предвечный Божественный Совет, который еще до сотворения мира предопределил Христу быть распятым во искупление будущего, предвиденного Богом, грехопадения человечества.

  • Частицы, вынимаемые из остальных просфор, в честь и память Пресвятой Богородицы, Иоанна Крестителя и всех святых, а также живых и почивших членов Православной Церкви, прообразуют всю Церковь Христову, земных и небесных. Частички не должны соприкасаться с Агнцем, так как не пресуществляются в Тело Христово во время Евхаристического канона. Только Христос – един Царь и Господь, Глава Церкви и Бог по существу, остальные же, те, которые Христовы, – боги по благодати.

ЛИТУРГИЯ ОГЛАШЕННЫХ:

  • Антифоны – ветхозаветные пророчества о Христе;
  • Чтение Евангелия. Малый вход – выход Христа на общественное служение;
  • Исхождение священника на горнее место – переход от Ветхого Завета к Новому;
  • Чтение Апостола – призвание апостолов;
  • Чтение Евангелия – трехлетняя проповедь Христа.

ЛИТУРГИЯ ВЕРНЫХ:

  • Великий вход символизирует погребение Христа Иосифом и Никодимом в новом гробе (о чем говорят тропари, которые священник читает после поставления Святых Даров на престол);Великий вход
  • Жертвенник, от которого начинается шествие, – Голгофа;
  • Престол – гроб Господень;
  • Закрытие царских врат – схождение души Спасителя во ад;
  • Задергивание завесы – приставление стражи ко гробу;
  • Покрытие Святых Даров воздухом – приваливание камня ко дверям гроба;
  • Кадило – погребальные ароматы;
  • Звездица – знаменование гроба печатью;
  • Отдергивание завесы к Символу веры – разбегание стражи при Воскресении Христовом;
  • Поднятие воздуха – землетрясение, сопровождавшее Воскресение;
  • Оставление звездицы на дискосе – сохранение неповрежденной печати гроба при Воскресении;
  • Анафора – само Воскресение.
  • Возношения Агнца и крестообразное осенение Агнцем над дискосом  при возглашении «Святая святым» – означает созидание Церкви Христовой от всех концов земли. Это первый крест, совершаемый Святым Агнцем.
  • Собрание губкой всех частиц в центр дискоса означает, что все – Небесные и земные – «во едину Церковь совокупишася» крестною смертью Христа.
  • Раздробление Агнца на четыре части означает преломление хлеба, которое совершил Христос на Тайной вечери.
  • Крестообразное расположение Частиц на дискосе символически означает, что «Господь окрест людей Своих» и «спасеннии выну зрят Лице Божие, и очи Господни на них». И это уже второй крест.
  • Опускание Частицы «Иисус» в потир с начертанием креста над потиром и произнесением слов: «Исполнение Духа Святаго» – есть соединение таинств Тела и Крови Христа, а также то, что Церковь есть «полнота Наполняющего всё во всем». Этот третий крест Святым Агнцем над потиром означает «освящение четвероконечного мира».

Таким образом, Святым Агнцем творятся три креста. «Три креста представляют таинство Святой Троицы, так как пострадал Сын и Слово Божие благоволением соприсносущнаго Бога и Отца, содействием же Святаго Духа».

  • Вливание теплоты с молитвой «Теплота веры исполнь Духа Святаго» совершается, чтобы причащаться теплой Крови Христовой, в знак того, что Тело Христово даже при разлучении с душой всегда оставалось неразлучным с Божеством животворящим и не претерпело истления (то есть Кровь Его не остывала). Символически это действие означает сошествие Святого Духа на Церковь.
  • Причащение священнослужителей в алтаре прообразует Тайную вечерю и причащение апостолов. Причащение. Фото: Православие.Ru
  • Выход с Чашей через царские врата для причащения народа – явление воскресшего Христа Его ученикам.
  • «Спаси, Боже, люди Твоя…» после причащения – означает благословение, преподанное Христом апостолам при Вознесении.
  • Перенос Святых Даров с престола на жертвенник – само Вознесение Христово.

* * *

Несомненно, что наполнение литургии глубоким символическим содержанием происходило постепенно и соответствовало стремлению христиан быть сопричастниками евангельской истории. И чем дальше оказывались последующие поколения христиан от новозаветных времен, тем горячее становилось это желание, проявившееся в постепенном и последовательном формировании целого ряда богослужебных форм, обрядов, являющихся зримым воспоминанием основных этапов земной жизни Господа Иисуса Христа, благодаря чему их свидетелями и участниками становились и по сей день становятся новые и новые поколения людей, приходящих в Церковь.

 

Протоиерей Игорь Белов
pravoslavie.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *