Я перестал осуждать новогодние праздниства, стал жалеть народ и участвовать в круговороте добра. Потому что христианин — дудка Божия среди измученных людей.

Сейчас церковные СМИ снова грянули статьями против Нового года. Но как, ни странно, Новый год почти не пошатнулся. Граждане ликуют, СМИ пишут…

Так почему народ не идет в храм в новогоднюю ночь? Про всех не знаю, но моя история была такова.

Всем известна серая скука первого январского утра. В полночь почему-то верилось в близкое счастье. Утром понимаешь, что весь пафос позднего новогоднего ужина — вздор. И только что-то глубоко внутри души не верит серому утру.

По большому счету, эта небесная ностальгия и приводит в храм. И я, так же, сначала отказался от Нового года и намеренно ложился до полуночи. И так упражняясь в ревности, дошел до встречи нового года в монастыре.

Тишина, мерцание лампадок в алтаре над Престолом, тихие образа, шуршание мантий приводят душу в состояние тихой умиротворенности и тягучего покоя. А как красивы монастыри зимней ночью! Тяжко сияют золотом купола, из черного неба сыплются ледяные звезды искрящихся снежинок и таинственная тишина.

И закрадывались мысли:

— Вот мы сейчас причастились благодати, в миру люди пьют грех и закусывают пороком. Там гром, крик и свист и даже драки. Там страх бессмысленного веселья и миллионы несчастных людей.

Но что-то в этом не то!

Около 30 лет я пребываю около монастырей. И вот что заметил среди иноков. Сначала приходит насельник и весь отдается мистике и порядку. Если инок не выйдет из этого уровня то, он станет либо человеком абсолютного порядка, либо гением воспаленной мистики.

Затем сердца иноков вступают в переходный возраст. С виду кажется, что монах начал чудить или юродствовать. Он нарочно небрежно начинает относиться к Уставу и книжной премудрости. В противоположность прошлой жизни, его вдруг «пробивает» на любое искреннее человеческое чувство. Этим летом я видел, как мой старый знакомый и бывший сухарь-начетник принимал детей священника. Он ворвался на клумбу, страстно любимую наместником, и оборвал детям лучшие цветы в огромный букет.

Только тогда мне стало понятен ключ его чудачеств в течении целого года. Он открыл для себя пространство любви. Он нашел радость второй заповеди Христа:

— Возлюби ближнего твоего, как самого себя.

Мы все знаем о ней, но принять ее в сердце практически не умеем. А вот этот инок, пройдя труды первого возраста, сумел послушанием подготовить сердце к принятию любви.

И только тогда, когда человек укоренится в любви, снова возвращается Устав и мистика, но уже наполненные любовью. Небо возвращается снова. Только тогда любовь, устав и мистика соединяются в гармонии. В таком состоянии человек максимально уподобляется Богу. Тогда Бог ему является в делах молитвы и в простых земных делах. Земля наполняется романтикой неба, а пустое небо согревается любовью.

Чтобы уметь любить надо пожить. Я раньше не знал, что любовь выше буквы. Это открылось с возрастом. Мне не нравилось народное веселье и, тем более, народное похмелье. Но был дискомфорт от того, что нечестно быть счастливым в одиночку. Интуитивно я дошел до того, что перестал осуждать новогодние праздниства, а стал жалеть народ. В книге премудрости Иисуса сына Сирахова я встретил слова о том, что не надо отвергать руку недоброжелателя, если он искренне благотворит тебе. И стал принимать искренние пожелания счастья в Новом году от всех лиц. Мне показалось важным участвовать в круговороте добра вместе со всеми, кто его ищет. Потому что христианин — дудка Божия среди измученных людей.

Я видел, как разгораются сердца людей в предновогодние вечера, как они тоскуют о чистой жертве и ищут друг другу подарки. Нетрудно заметить, что с ними происходит нечто непонятное. НЕВЕРИЕ, в преддверии Рождества, отпускает людей из своих когтей. К ним в эти дни приходит радость. Они становятся добродушней. Они хотят к Новому году простить и вернуть долги. Они становятся чуткими к горнему миру.

У меня уже не хватало духа перебить трезвыми словами рождающийся восторг их душ. Это как если бы взять у ребенка прекрасный букет и растоптать на его глазах.

Я долго не мог понять это предчувствие Нового года и неожиданно оно родилось. Мне стало ясно, что 360 дней Бог стучится в сердце к людям, а 5 дней они сами стучатся на небо. Им раз в году становится невыносимо в жить под беззвездным небом и тоскуют о звездах. Раз в году им хочется быть лучше и добрее. Раз в году они ищут чуда.

Мы христиане все время ждем, когда нас послушает народ. Целый год мы ждем, когда нам откроют сердце, а бы мы поделились тайной радости. А когда это происходит, то мы раздражаемся, грубим и кострерим этих младенцев Бога.

Люди и сами, без нас, чувствуют фальшь Нового года. Но они слышат и ангельские голоса наступающего Рождества. И мы первые на их пути, кто может их научить видеть Бога не только в монастырской тиши, но во всем мире.

А мы бежим в уютный комфорт личного пространства. Мы говорим сами себе:

— Вот мы причащаемся, а они пьют…

И это плохо, потому что полюбили закон вместо любви. Мы приходим в храм со своими проблемами. Мы просим для себя у Бога разных вещей. Но редко просим быть Его работниками. Мы эгоистично замыкаемся сами на себе, в то время как Господь сказал:

— Идите и научите все народы.

В равнодушии и в желании спрятаться от народа есть эгоизм и гордость. Одно дело монахи. Им требуется уединение и покой. А мы – мирские среди народа. Нам поручено нести людям свет в шуме улиц и площадей. Мне приятно вспомнить монастырь, где я научился не замыкаться на себе.

Новый год — только так называется. На самом деле, всем безразлично мелькание цифр на календаре. На самом деле Новый год — это праздник Надежды. Год был трудный и мы его проводили. Люди непостижимым образом понимают, что не в силах обороть болезни, искушения, безденежье или отчаяние без чуда. А ожидание этого чуда и есть Надежда. Мы все ждем чуда сверху, а оно внутри нас. Оно происходит от Бога, действующего нашими руками.

В эти дни мы можем удобнее научить людей тому, что Вера и Любовь — сестры Надежды. Раз в году нам открываются сердца наших близких людей и грех не вложить туда семена истинного чуда Рождества.

Не в пустоту сказаны слова:

— Ибо милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

Христос имеет ввиду не только Свою милость и но нашу собственную милость и жертву любви. И глагол «пришел» тоже имеет отношение и к нам.

Утром 31 декабря я всегда в храме и прошу Господа научить меня любить людей. Днем стараюсь принимать и давать радость. А вечером в семье мы хвалим Бога, припоминаем Его милости и благодарим Его и знаем, что Его милость не оскудеет ни в наступающем году, ни, даже, за гробом.

Для меня Новый год и Рождество – праздник Надежды. До Нового года и Рождества осталось совсем не долго. Будем же хотя бы в эти дни милостивей. Пожалеем всех близких, даря им добрые дела и молитву, а главное Надежду в том, что у нас все доброе у нас исполнится. Исполнится потому, что всякому доброму делу помогает Сам Бог.

Священник КОНСТАНТИН КАМЫШАНОВ
pravmir.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *