Сейчас церковные СМИ снова грянули статьями против Нового года. Но как, ни странно, Новый год почти не пошатнулся. Граждане ликуют, СМИ пишут…
Так почему народ не идет в храм в новогоднюю ночь? Про всех не знаю, но моя история была такова.
Всем известна серая скука первого январского утра. В полночь почему-то верилось в близкое счастье. Утром понимаешь, что весь пафос позднего новогоднего ужина — вздор. И только что-то глубоко внутри души не верит серому утру.
По большому счету, эта небесная ностальгия и приводит в храм. И я, так же, сначала отказался от Нового года и намеренно ложился до полуночи. И так упражняясь в ревности, дошел до встречи нового года в монастыре.
Тишина, мерцание лампадок в алтаре над Престолом, тихие образа, шуршание мантий приводят душу в состояние тихой умиротворенности и тягучего покоя. А как красивы монастыри зимней ночью! Тяжко сияют золотом купола, из черного неба сыплются ледяные звезды искрящихся снежинок и таинственная тишина.
И закрадывались мысли:
— Вот мы сейчас причастились благодати, в миру люди пьют грех и закусывают пороком. Там гром, крик и свист и даже драки. Там страх бессмысленного веселья и миллионы несчастных людей.
Но что-то в этом не то!
Около 30 лет я пребываю около монастырей. И вот что заметил среди иноков. Сначала приходит насельник и весь отдается мистике и порядку. Если инок не выйдет из этого уровня то, он станет либо человеком абсолютного порядка, либо гением воспаленной мистики.
Затем сердца иноков вступают в переходный возраст. С виду кажется, что монах начал чудить или юродствовать. Он нарочно небрежно начинает относиться к Уставу и книжной премудрости. В противоположность прошлой жизни, его вдруг «пробивает» на любое искреннее человеческое чувство. Этим летом я видел, как мой старый знакомый и бывший сухарь-начетник принимал детей священника. Он ворвался на клумбу, страстно любимую наместником, и оборвал детям лучшие цветы в огромный букет.
Только тогда мне стало понятен ключ его чудачеств в течении целого года. Он открыл для себя пространство любви. Он нашел радость второй заповеди Христа:
— Возлюби ближнего твоего, как самого себя.
Мы все знаем о ней, но принять ее в сердце практически не умеем. А вот этот инок, пройдя труды первого возраста, сумел послушанием подготовить сердце к принятию любви.
И только тогда, когда человек укоренится в любви, снова возвращается Устав и мистика, но уже наполненные любовью. Небо возвращается снова. Только тогда любовь, устав и мистика соединяются в гармонии. В таком состоянии человек максимально уподобляется Богу. Тогда Бог ему является в делах молитвы и в простых земных делах. Земля наполняется романтикой неба, а пустое небо согревается любовью.
Чтобы уметь любить надо пожить. Я раньше не знал, что любовь выше буквы. Это открылось с возрастом. Мне не нравилось народное веселье и, тем более, народное похмелье. Но был дискомфорт от того, что нечестно быть счастливым в одиночку. Интуитивно я дошел до того, что перестал осуждать новогодние праздниства, а стал жалеть народ. В книге премудрости Иисуса сына Сирахова я встретил слова о том, что не надо отвергать руку недоброжелателя, если он искренне благотворит тебе. И стал принимать искренние пожелания счастья в Новом году от всех лиц. Мне показалось важным участвовать в круговороте добра вместе со всеми, кто его ищет. Потому что христианин — дудка Божия среди измученных людей.
Я видел, как разгораются сердца людей в предновогодние вечера, как они тоскуют о чистой жертве и ищут друг другу подарки. Нетрудно заметить, что с ними происходит нечто непонятное. НЕВЕРИЕ, в преддверии Рождества, отпускает людей из своих когтей. К ним в эти дни приходит радость. Они становятся добродушней. Они хотят к Новому году простить и вернуть долги. Они становятся чуткими к горнему миру.
У меня уже не хватало духа перебить трезвыми словами рождающийся восторг их душ. Это как если бы взять у ребенка прекрасный букет и растоптать на его глазах.
Я долго не мог понять это предчувствие Нового года и неожиданно оно родилось. Мне стало ясно, что 360 дней Бог стучится в сердце к людям, а 5 дней они сами стучатся на небо. Им раз в году становится невыносимо в жить под беззвездным небом и тоскуют о звездах. Раз в году им хочется быть лучше и добрее. Раз в году они ищут чуда.
Мы христиане все время ждем, когда нас послушает народ. Целый год мы ждем, когда нам откроют сердце, а бы мы поделились тайной радости. А когда это происходит, то мы раздражаемся, грубим и кострерим этих младенцев Бога.
Люди и сами, без нас, чувствуют фальшь Нового года. Но они слышат и ангельские голоса наступающего Рождества. И мы первые на их пути, кто может их научить видеть Бога не только в монастырской тиши, но во всем мире.
А мы бежим в уютный комфорт личного пространства. Мы говорим сами себе:
— Вот мы причащаемся, а они пьют…
И это плохо, потому что полюбили закон вместо любви. Мы приходим в храм со своими проблемами. Мы просим для себя у Бога разных вещей. Но редко просим быть Его работниками. Мы эгоистично замыкаемся сами на себе, в то время как Господь сказал:
— Идите и научите все народы.
В равнодушии и в желании спрятаться от народа есть эгоизм и гордость. Одно дело монахи. Им требуется уединение и покой. А мы – мирские среди народа. Нам поручено нести людям свет в шуме улиц и площадей. Мне приятно вспомнить монастырь, где я научился не замыкаться на себе.
Новый год — только так называется. На самом деле, всем безразлично мелькание цифр на календаре. На самом деле Новый год — это праздник Надежды. Год был трудный и мы его проводили. Люди непостижимым образом понимают, что не в силах обороть болезни, искушения, безденежье или отчаяние без чуда. А ожидание этого чуда и есть Надежда. Мы все ждем чуда сверху, а оно внутри нас. Оно происходит от Бога, действующего нашими руками.
В эти дни мы можем удобнее научить людей тому, что Вера и Любовь — сестры Надежды. Раз в году нам открываются сердца наших близких людей и грех не вложить туда семена истинного чуда Рождества.
Не в пустоту сказаны слова:
— Ибо милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.
Христос имеет ввиду не только Свою милость и но нашу собственную милость и жертву любви. И глагол «пришел» тоже имеет отношение и к нам.
Утром 31 декабря я всегда в храме и прошу Господа научить меня любить людей. Днем стараюсь принимать и давать радость. А вечером в семье мы хвалим Бога, припоминаем Его милости и благодарим Его и знаем, что Его милость не оскудеет ни в наступающем году, ни, даже, за гробом.
Для меня Новый год и Рождество – праздник Надежды. До Нового года и Рождества осталось совсем не долго. Будем же хотя бы в эти дни милостивей. Пожалеем всех близких, даря им добрые дела и молитву, а главное Надежду в том, что у нас все доброе у нас исполнится. Исполнится потому, что всякому доброму делу помогает Сам Бог.
Священник КОНСТАНТИН КАМЫШАНОВ
pravmir.ru