История одного дня рождения

По сравнению с другими великими событиями из жизни Христа, Его День Рождения христиане стали отмечать очень поздно. Первое упоминание о Рождестве Христовом встречается в III веке. Как можно христианам не помнить, не отмечать такую дату?

Сейчас такое поведение первых христиан кажется действительно странным, ведь для любого человека день рождения – это главный праздник в году.


Посмотим на историко-культурную среду, в которой родился и жил Иисус. У иудеев и язычников было разное отношение ко дню рождения. И если язычники обязательно устраивали широкое и веселое празднование в честь появления на свет нового человека, то евреи попросту не отмечали этот день.

Смысл Ветхого Завета – это ожидание обещанного Богом Мессии-Спасителя.Любая израильтянка рассматривалась как потенциальная мать Мессии. Все девушки в 14 лет обязательно выходили замуж. Несчастной считалась та женщина, которая не могла иметь детей. Если в семье рождался малыш, то славилось не само событие рождения. В ребенке прославлялся израильский Бог.

Почему нельзя одновременно праздновать день рождения и прославлять Бога? В религиозное сознание израильтян была «вложена» мысль о врожденной греховности человека. Если люди уже рождаются с грехом, то зачем же отмечать день, который положил начало всех скорбей и страданий?

Евангелисты были иудеями, этим и объясняется отсутствие в Священном Писании точной даты рождения Христа. Поэтому неудивительно, что Рождество отсутствовало в перечне христианских праздников первых двух веков.

И вообще, христиан волновала не хронология, а сам факт Рождения Спасителя. А если Он родился, значит, был распят, умер и воскрес. И проповедь апостолов – это прежде всего проповедь не о Рождестве, а о Воскресении. «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша… и если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков».

Но вот уже в начале III века христианский писатель Климент Александрийский говорит о том, что он знает людей, которые с тщательностью стараются определить не только год, но и день Рождения Иисуса.

Переживание праздника

Что же произошло? Как ни странно, но у истоков празднования Рождества лежали внешние обстоятельства. Во II веке в церковной среде стали распространяться лжеучения, которые получили название гностических. Это была попытка совместить христианство, язычество и греческую философию. Гностицизм явился серьезной опасностью для Церкви. В полемике с ним был установлен праздник, который получил название Явление (греч. – Епифания). Этот праздник был двуединым. Отмечалось и рождение Христа, и Его Крещение. Как писал Иероним Стридонский, «в рождении Своем Сын Божий явился миру сокровенно, а в Крещении совершенно». Праздник Богоявления отмечался 6 января (по юлианскому календарю).

В IV веке в Римской Церкви Рождество было отделено от Крещения. Соответственно, 25 декабря стали отмечать Рождество, а 6 января – Крещение. Кстати, праздник Крещения Господня не перестал называться Богоявлением. Несколько позже практику раздельного празднования приняла и Восточная Церковь. Это решение было окончательно закреплено на II Вселенском Соборе в 381 году.

Но почему Рождество было перенесено именно на 25 декабря?

В конце декабря, в дни зимнего солнцестояния римляне совершали сатурналии – празднества в честь бога Сатурна. В те же дни по всей Римской империи широко отмечалось рождение солнечного бога Митры. После того, как в начале IV века император Константин Великий прекратил гонения на христианство, Церковь воспользовалась этими празднествами для утверждения веры в Богочеловека.

Для того, чтобы защитить церковное переживание праздника рождения Богочеловека от людей, которые не признавали реальность Боговоплощения, Церкви пришлось вспомнить дату Рождества. Постепенно развилось и богослужение этого дня, утверждавшее догмат о том, что Бог стал реальным человеком. Главной причиной совмещения Рождества Христова и рождения языческих богов была твердая вера христиан в то, что все чаяния язычников, выраженные в культах Сатурна, Митры и любых других, получают свое разрешение только во Христе.

Зачем Бог стал человеком?

Когда читаешь тексты рождественской службы, видишь противоречие: с одной стороны, Неприступный, Невместимый Бог, Которого «нельзя увидеть, чтобы не умереть», с другой стороны, беззащитный Младенец, Который требует ухода и заботы, Которого пеленает Мария и кладет в ясли. Но этот Младенец и есть Тот Самый Бог.

Зачем Бог стал Человеком? Уже во II веке св. Ириней Лионский ответил на этот вопрос так: «Бог соделался человеком, дабы человек смог стать богом». Вот уже почти две тысячи лет Церковь в разных формах повторяет эти слова, чтобы выразить сущность христианства. Апостол Павел назвал вочеловечение Бога – Его «самоуничижением», «самоумалением». Но для того, чтобы человек смог взойти на Небо – Небу надо было опуститься на землю.

Звездам служащие

На первый взгляд история с волхвами и звездой кажется сказкой. Многие критики Евангелия утверждали, что это позднейшая вставка в Священное Писание. Но если все же была Звезда, были волхвы, то каков смысл их появления во время рождения Иисуса?

Кто такие «волхвы»? В греческом тексте они названы магами. Геродот, например, пишет, что так назывались мидийцы, принадлежавшие к касте священников Персидской империи. Евангелие рассказывает, что волхвы пришли «с востока». Под это определение могут подходить Персия, Вавилон, Аравия и Египет. Однако древнее церковное предание называет родиной волхвов Персию на том основании, что в этой стране долгое время жил пророк Даниил (VI век до Р. Х.). Причем он был там «главою мудрых». Возможно, он оставил своим подчиненным знание о библейском Боге и об ожидаемом Мессии. И это знание передавалось из поколения в поколение.

Астроном Иоганн Кепплер в XVII веке предположил, что Вифлеемская звезда – это «парад планет», то есть их сближение настолько, что создается визуальный эффект одной яркой звезды. Было и предположение, что Вифлеемская звезда – это не что иное, как комета Галлея. В наше время астрономы предположили, что волхвы наблюдали сверхновую или рождение новой звезды.

Библия – это не учебник астрономии. Именно поэтому большинство отцов и учителей Церкви считают, что Вифлеемская звезда таковой была только по виду, но на самом деле – это была особенная сотворенная Богом звезда. Особняком стоит мнение св. Иоанна Златоуста, который говорил, что волхвов вел Ангел, явившийся в образе звезды.

Почему же Церковь всегда настаивала на чуде Вифлеемской звезды? Неужели это не могло быть естественное природное явление?

Да, конечно, могло. Но ведь Церковь, говоря о сверхъестественной природе звезды, имеет в виду вовсе не конфликт науки с верой. Дело в христианском видении Рождества как чуда. И чудо Звезды Мессии в церковном сознании тождественно чуду рождения Богочеловека. В маленький поселок Вифлеем идут персидские мудрецы-язычники, чтобы поклониться Спасителю, Который родился здесь. Что их приводит сюда – простая случайность? Нет. Волхвов приводит сюда чудо рождения Богочеловека. Звездочеты не могли придти в Вифлеем случайно. Именно в этом и заключается основной пафос евангельского рассказа о Звезде.

Поэтому бесполезно рассуждать о природе Звезды. Какова бы она ни была – она послана от Бога для того, чтобы язычники узнали и поклонились Мессии. Даже если Кепплер прав и персидские мудрецы наблюдали «парад планет» или было рождение новой звезды – чему это противоречит? Неужели, узнав, что не звезда, а Ангел ведет их к яслям Богомладенца, они бы развернулись и пошли обратно? Волхвы шли не за звездой, они направлялись к Царю, к Спасителю. Более того, они не смутились, найдя Его не в царских палатах, а в убогой пещере. То есть сперва они приняли саму Звезду Мессии как явленное им чудо, поверили ему, а потом уже пошли за ней. Наверное, именно поэтому они и нашли своего Спасителя.

Эпилог

Рождество делит время на две эпохи – «до» и «после». Но человечество – это конкретные люди – все мы, с нашими радостями и печалями, надеждами и разочарованиями, верой и сомнениями. Поэтому очень верны оказываются слова Иосифа Бродского – «в Рождество все немного волхвы». Все хотят увидеть и последовать за звездой, которая приведет к яслям Спасителя. Правда, часто мы идем к Нему не с подарками, а за подарками, забывая, что прежде чем просить, надо принести. Но что можно принести в подарок Богу? Сердце. Именно ради них, ради человеческих сердец зажглась две тысячи лет назад и зажигается каждый год Вифлеемская звезда.

МАХАНЬКОВ Роман
foma.ru

Один комментарий к История одного дня рождения

  1. наташа:

    очень красивые места святые а вы можете показать где исус ходил

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *