На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом…

На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона. На вербиях посреде его обесихом органы наша. Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней, и ведшии нас о пении: воспойте нам от песней Сионских. – Како воспоем песнь Господню на земли чуждей? Аще забуду тебе Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима яко в начале веселия моего. Помяни Господи сыны Едомския в день Иерусалимль, глаголющия: истощайте, истощайте до основания его. – Дщи Вавилоня окаянная, блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам: Блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень.
Псалом 136.

Толкование псалма  136, «На реках Вавилонских»

Чудесный псалом! Один из самых прекрасных в книге Псалмов! И, однако, последние его два стиха звучат настолько жестоко, что их тяжело читать. Ужасно себе представить, что преступная рука вражеского солдата схватила бы младенчика из его колыбели или вырвала из рук матери, и разбила его голову о камень, который бы покрылся его невинной кровью! Ужасно! И как контраст сему нашему мысленному взору представляется Христос, Который обнимал, целовал и благословлял детей и объявил, что им принадлежит царство Небесное. Христос, благословляющий детей, окружающих Его и благословляющий младенцев, приносимых к Нему и покоящихся на руках их нежных матерей – вот, таков Он изображается и на иконах и начертывается в нашем мысленном представлении.

Ужас убиение младенцев, разбиение их о камень, сопровождал войны в древности. Евреи были беспощадны к своим врагам, никто так не ужасен в своем гневе и мести, как евреи.

Св. Иоанн Златоуст так говорит об этом стихе: «Этими словами псалмопевец рисует духовное состояние евреев: бешенство их, доходящее до того, что оно простиралось даже и на младенцев. Новый же Завет не так поступает. Но мы имеем заповедь заботиться о наших врагах и дать им еду, и молиться за тех, которые нам причиняют огорчение»

Блаженный Феодорит говорит: «Оставляя Богу судьбу Иудеев, Пророк предсказывает имеющую наступить гибель Вавилонян. Называет: “окаянной”, в значении: “несчастной”. “Раз­ биет о камень” – потому что и сами они проявили жестокость к младенцам иудейским, и потому Пророк предсказывет им равное возмездие».

Зигабен (Толковая Псалтирь, стр. 1069. Издание 1986. г. Монреаль): «Все эти «черные блаженства» не являются языком проклятий, но выражением глубочайшей скорби. Это слово горькой жалобы несчастных священников уничтоженного Вавилонянами прекрасного Соломонова храма, которые, отведенные в плен и находясь в чуждом и роскошном городе Вавилоне, плакали, сидя на берегах Вавилонских каналов и повесили на ветвях деревьев, насажденных вдоль оных каналов, свои музыкальные инструменты, под аккомпанемент которых они пели священные песни в пределах Соломонова храма (см. Зигабен. Толковая Псалтирь, стр. 1069. Издание 1986. г. Монреаль). И когда Вавилоняне пожелали, чтобы они пели свои священные песни, то они с плачем сказали им в ответ: «Мы не можем петь их на чужой стороне; вся наша душа полна воспоминаниями о незабвенном для нас Иерусалиме и его святынях», и затем, обращаясь к жительницам Вавилона, горько упрекнули Вавилон, говоря: «Дщи Вавилоня окаянная, блажен иже воздаст тебе». «Ты сама – мать, прижимающая к своей груди твоего любимого младенчика, пойми наше горе и страдание видеть наших младенцев убиваемых вашими мужчинами с такой беспощадностью и с такой жестокостью». И эти слова являются не проклятиями, не призывом к мести, а выражением горчайшей жалобы: это слова плача и слез, а не гнева и мести: «Тамо седохом и плакахом­» – скорбь сильнее гнева, скорбь имеет в себе святость и кротость и заслуживает божественного утешения. И потому эти слова Священное Писание сохранило для нас.

Толкование справедливо показывает то, что Израильтяне, находившиеся в плену, никогда не воздали Вавилонянам тем, что так угрожающе звучит в псалме: исторически этого никогда не произошло. Во-вторых, изучая употребление в Библии наименований: «блажен», «блаженный», «блаженнии» – мы не находим ни одного случая, чтобы состояние блаженства не было бы духовного характера, отвечающему понятию блаженства в Новом Завете: так, «блажен» тот, кто уклоняется от зла, кто уповает на Бога, кому Бог не вменит греха; «блажен» кто заботится о бедном, кто имеет в себе страх Божий и возлагает свою надежду на Бога; «блаженны» и священники Божии, «блажен» кто сохраняет заповеди Божии и делает правду и жизнь которого проходит в благоговении пред Богом. Итак, вот, кого Св. Писание Ветхого Завета именует «блаженными».

Грозные слова 136-го псалма следует понимать, именно как выражение горькой жалобы, и не более.

Духовное понимание стиха

Ориген так говорит: «Те, которые, согласно учению Христову, уничтожают в себе духовные помыслы души, те разбивают младенцев Вавилонян о камень».

Авва Евагрий говорит: «Кто истребляет худые помыслы в сердце своем, тот подобен тому, кто разбивает младенцы о камень».

Св. Кассиан говорит: «Тот разбивает младенцев о камень, кто разбивает плотские вожделения в самом их зачатии».

В этом же понимании говорят и преп. Исихий, преп. Нил Синайский, Авва Дорофей, преп. Исаак Сирин, Св. Феодор Едесский и другие подвижники.

Блаж. Августин говорит так: «Мы являемся пленниками, лишенными святости и Иерусалима. Кто нас взял в плен? – Диавол и бесы. А Кто нас спас и искупил? – Христос. Дщи Вавилоня с раннего детства губила наши души всевозможными пороками, и ей следует воздать тем же, т.е. разбить о камни ее порождения. Что это за порождения? – Это рождающиеся дурные вожделения. О какой Камень разбить их? – “Камень же бе Христос”. Вот это Какой Камень».

* * *

В преддверие Великого поста святая Церковь, напоминает нам о нашей потере Небесного Иерусалима, о нашем изгнании, о нашем плену у злой силы, о нашем плачевном состоянии, и внушает нам, выходящим на поприще борьбы с грехом и начальником его, диаволом. Бороться с зараждающимися в нас злыми начатками и побуждениями и вожделениями с самого начала и появления в нас, пока они еще не окрепли, пока они еще «младенцы» и разбивать их о камень веры, терпения и упования на Камень и основателя Церкви и Спасителя нашего, Господа нашего Иисуса Христа.

Архимандрит АМВРОСИЙ (Погодин)
Русский пастырь №6/1990 г.
www.ruspast.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *