Триодь постная – учитель благочестия

Святая Православная Церковь, учредив пост Великой Четыредесятницы, ввела в обычай поучать и назидать своих чад глубоко-умилительными песнопениями особой богослужебной книги, именуемой Триодью Постной. Получила свое наименование Постная Триодь оттого, что важнейшие ее тексты — каноны утренние и вечерние на весь Великий пост состоят не из 9 песней, а всего на всего только из трех (отсюда и название — Триодь).

Три мотива составляют содержание всех песнопений Постной Триоди: покаяние, молитва и пост. Все три мотива раскрываются свв. песнописцами с одинаковой полнотой и обстоятельностью и заслуживают глубокого внимания.

Чтобы не утомить читателей, предлагаем остановить внимание на тех песнопениях Постной Триоди, которые касаются христианского поста.

Песнопения Постной Триоди находятся в полном гармоническом соответствии и согласии с учением апостольским

«На всякое время пост полезен есть изволяющим и творящим и, ниже бо искушение демонское дерзает на постящагося; но и хранители жизни нашея ангели люботруднейше с нами пребывают, постом очистившимися» (стихира на стиховне утрени понедельника сырной седмицы).

«Любезно, людие, пост облобызаем: приспе бо духовных подвигов начало: оставим телесное сладострастие, возрастим душевныя дарования, спостраждем, яко раби Христови, и да прославимся, яко чада Божия и Дух Святый в нас вселься, просветит душы наша» (тропарь 8-й песне канона вторника сырной седмицы).

«Светлый день воздержания наста, светлым лицем приидите, усрящим, душе моя, Владыку, благодати низпослатися свыше нам просяще, и многих прегрешений исправление обрести» (тропарь 9-й песне канона утрени пятка сырной седмицы).

«Прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство ангелов и спасение человеков» (стихира на стиховне утрени понедельника первой седмицы).

«Начнем, людие, непорочный пост, иже есть душам спасение, поработаим Господеви со страхом, елеем благотворения главы помажем и водою чистоты лица умыем, не много глаголем в молитвах, но яко научихомся, тако возопиим: Отче наш, иже на небесех, остави нам прегрешения наша, яко Человеколюбец» (стихира на стиховне утрени вторника первой седмицы).

Сущность и истинный смысл христианского поста изображается в таких чертах

«Пост не ошаяние (воздержание) брашен точию совершим, но всякия вещественныя страсти отчуждение» (стихира на стиховне утрени вторника первой седмицы).

«Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение — пост истинный есть и благоприятный» (стихира на стиховне понедельника первой седмицы).

«Пост чистый, удаление греха, отчуждение страстей, любовь к Богу, молитвы прилежание, слезы со умилением и о убогих попечение, Христос в писаниях завеща» (тропарь 1-й песне канона утрени понедельника второй седмицы Великого поста).

«Духовный, братие, вземше пост, языком не глаголите льстивная, ниже полагайте претыкания брату в соблазн» (стихира на «Господи воззвах» среды второй седмицы).

«Сице нам поститися подобает: не во вражде и брани, не в зависти и рвении, не во тщеславии и лести сокровенней, но, якоже Христос, в смиренномудрии» (тропарь 8-й песне канона утрени вторника сырного).

«Духовным постом постимся, расторгнем всякое развращение, останемся же и соблазнов греха, отпустим и братии долги, да и нам оставятся прегрешения наша» (стихира на стиховне в вечер понедельника второй седмицы).

«Ныне наста время святых постов, начнем сего в добрых пребываниих: в судах бо и крамолах не поститеся глаголет» (тропарь 9-й песне канона утрени понедельника первой седмицы).

«Очистим себе, братие, от всякия скверны плоти и духа, свещы душ наших просветим нищелюбием, не снедающе друг друга оклеветанием» (стихира на стиховне субботы сырной).

«Покаяния время и жизни вечныя ходатай нам есть постный подвиг, аще прострем руки во благотворение: ничесо же бо тако спасает душу, якоже подаяние требующым. Милостыня, растворенная постом, от смерти избавляет человека: сию целуим, ей же ничто же равно, довольна бо есть спасти душы наша» (стихира на стиховне утрени четвертка второй седмицы).

«Несть царство Божие пища и питие, но правда и воздержание со святостию. Тем же не богатии внидут в не, но елицы сокровища своя в рукы нищих влагают» (стихира «на хвалитех» в неделю пятую поста).

Плоды истинного поста

«Доброе пощение питает сердца, умащающее помышления богоугодная, и страстей бездну изсушающе, тучами умиления очищает, верою хвалу приносящих Вседержителю» (тропарь 1-й песне канона утрени понедельника пятой седмицы).

«Страсти всегубительныя душевныя, сласти смертоносныя пост умерщвляет и истинно в постоянии творит сердца устремления и движения: сей убо восприимем любезно» (тропарь 8-й песни канона утрени среды сырной).

«От брашен постящися, душе моя, и страстей не очистившися, всуе радуешися неядением: аще бо не вина ти будет ко исправлению, яко ложная возненавидена будеши от Бога, и злым демоном уподобишися, николиже ядущым» (стихира на стиховне среды сырной).

Практические правила и предписания касающиеся питания в пост

Постная Триодь говорит о пощении всей братии «по преданию» до пятка первой седмицы Великого поста. При этом дается ссылка на Устав Святой Горы ничего не вкушать в первый день. 32 глава Типикона добавляет «такожде и во вторый». Именно под влиянием этих установлений Триоди и Устава сложился современный афонский обычай проводить первые дни поста в полном воздержании, не вкушая даже хлеба и воды.

Типикон, правда, предусматривает в это время послабление для немощных и стариков, которым после вечерни во вторник разрешается хлеб и квас.

Во вторник, среду и четверток первой седмицы Триодь Постная полагает на трапезе хлеб и воду, разве что с добавлением соли. Типикон добавляет в среду, после Литургии Преждеосвященных Даров «снеди овощные теплые» и «укроп с медом».

В пяток первой седмицы Постная Триодь сначала назначает вино и елей по обычаю Лавры прп. Саввы Освященного, но потом оговаривается, что сие обыкновение оставлено и «за честность дне» едят только горячее со сливами и без масла. Типикон столько же суровый режим предписывает и для среды пятой седмицы и Великого Четвертка.

В субботу первой седмицы Постная Триодь назначет вареные бобы с маслинами, варение с маслом, коливо и вино по красовуле (то есть по стакану).

В неделю Православия положена горячая пища с елеем, а также по два стакана вина днем и вечером. Такой же устав питания предусмотрен в Типиконе для всех суббот и недель Святой Четыредесятницы, а также для праздников Обретения главы Иоанна Предтечи, Сорока мучеников и некоторых других.

Практика православного Востока допускает во все субботы и недели вкушение икры и черепокожих. Наша Постная Триодь допускает икру только в Лазареву субботу.

В среду пятой седмицы, в навечерие Великого канона Триодь Постная разрешает на елей и вино, но делает суровую оговорку: «внимающии же спастися, воздержанию прилежат», тем самым противореча Уставу. В самый же четверток этой седмицы Триодь разрешает на елей и вино, ссылаясь на афонский обычай есть дважды горячее с маслом и испивать по две чаши вина. Однако тут же упоминает и обычай Студитского устава о сухоядении в это время, предлагая спасающимся самостоятельно избирать «благоугоднейшее пред Богом».

Относительно употребления в пищу рыбы Постная Триодь и Типикон едины в определении двух дней: Благовещения и недели Цветоносной (Входа Господня в Иерусалим). Типикон даже запрещает нарушителям этого правила причащаться на Святую Пасху, требуя две недели покаяния и по 300 поклонов и днем, и ночью.

* * *

В суровости предписаний нашей Постной Триоди относительно режима питания, имели немаловажное значение и суровые климатические условия жизни в России и бедность нашей северной природы. Все «фавы», «камбосты», «зелии», маслины черные и белые, а особенно финики, смоквы, сливы, виноград, миндаль и даже яблоки и груши, о которых часто трактуют в предписаниях о посте наши богослужебные книги, не составляют продуктов питания, доступных 2/3 жителям нашего Отечества. О «черепокожих» (осьминогах, морских ежах, мидиях, омарах и прочих дарах моря) вообще вряд ли может идти речь.

Икра черная и красная, из которой на Востоке по субботам приготовляются весьма вкусные соусы по субботам и воскресеньям Великого поста, не являются привычным блюдом на трапезе иноков в большинстве русских обителей. Поэтому вкушение икры Триодь рекомендует только единожды — в Лазареву субботу, осторожно оговариваясь: «аще же и икру имамы, да дасться комуждо».

Итак, в практическом воззрении на пост наши богослужебные книги — Постная Триодь и Церковный Устав весьма заметно расходятся с тем воззрением на пост, какое предлагается в церковных творениях преподобных постников-аскетов Феодора и Иосифа Студитов, составляющих богослужебное содержание нашей Постной Триоди.

Однако это не противоречит воззрению на пост основного песнотворца Постной Триоди прп. Феодора Студита: «Чрез меру напрягаться в подвигах своих не будем, чтоб с успехом в духовном соблюсти и здравие телесное. Ибо какая польза сначала быстро тещи, потом совсем ослабеть и остановиться? Но лучше тещи с расчетом и сдержанностью, имея в виду расстояние до конца течения». «Скажет, может быть, кто, что каждодневное приятие пищи есть ущерб для совершенства поста. Никак. Ибо, если б было так, то Господь не повелел бы нам каждодневно просить себе хлеба насущного; то пророк Илия не был бы каждодневно питаем враном в пустыне; то св. Павел Фивейский, прежде божественного Антония начавший жить в пустыне, не получал бы каждодневно хлеба свыше; то и сам Антоний Великий не предпочел бы каждодневного вкушения пищи посту более одного дня или недельному. И мне думается, что это вот по какой причине. Так как наше тело, трудясь в продолжение целого дня, утомляется и изнемогает и требует отдыха и подкрепления, то Создатель так и устроил, чтоб оно подкрепляемо было каждодневным приятием пищи, и было опять способно к дальнейшему труду, а не измождено и расслаблено, как бывает у тех, кои по два и по три и более дней не принимают пищи, — от чего они ни поклонов класть бывают не в силах наряду с другими, ни петь громко, как следует, ни других исполнять дел послушания. Так, каждодневное вкушение пищи не немощным только допускается, но дается и для совершенных, по преданному правилу отеческому».

Так смотрел на пост великий аскет и подвижник прп. Феодор Студит, и пред его сильным, дышущим любовью к человеку словом, наше слабое слово спешит умолкнуть.

А. А. ДМИТРИЕВСКИЙ
www.ruspast.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *