Смысл празднования Воскресения Христова в том, что мы ликуем о торжестве жизни над смертью, добра над злом

Митрополит Иларион (Алфеев)

Здравствуйте, владыка! Свое отношение к Пасхе я могу выразить с точки зрения девочки, которая выросла в Советском Союзе. В нашей семье обе моих бабушки были глубоко верующими. В те годы, конечно, вера выражалась на каком-то бытовом уровне. Меня крестили, когда мне был год. Когда Христос входил в Иерусалим, Его приветствовали пальмовыми ветками. Я всегда ждала того дня, когда бабушка из церкви приносила ветки вербы…

Митрополит Иларион: Мне бы хотелось поговорить о том, что часто за красотой обрядов, за их красочностью, за их радостным настроением забывают самое главное: что праздник Воскресения Христова — это воспоминание о Христе, Который пострадал на Кресте. Красный — это, действительно, цвет крови, и у нас сорок дней после Пасхи богослужение совершается в красных облачениях. Это воспоминание о страданиях, смерти, погребении и воскресении Спасителя. Смысл этого празднования заключается в том, что мы ликуем о торжестве жизни над смертью, добра над злом. Мы говорим о том, что Бог победил смерть. Мы, верующие люди, знаем, что смерть — это не конец жизни, что это переход в жизнь вечную и что за смертью непременно последует воскресение.

Владыко, почему именно в Чистый четверг, который был очень тяжелым днем для Христа, принято очищать, мыть жилище, и почему именно в это день вечером красят яйца?

Митрополит Иларион: Во-первых, потому что это происходит перед Пасхой, и люди уже готовятся к Пасхе. Они очищают жилище, они красят яйца. Но самое главное, что они очищают и свой внутренний дом. И самое главное, с чем связан Великий, или Чистый, четверг в церковном уставе, это воспоминание Тайной вечери — события, которое произошло непосредственно перед тем, как Иисус Христос был арестован и осужден на смерть. В этот день по окончании традиционной пасхальной вечери, пасхального ужина, Христос взял хлеб, преломил, раздал ученикам и сказал: «Примите, ешьте, это Мое Тело, которое за вас преломляется» (см. Мф. 26:26). И потом Он взял чашу, раздал ученикам и сказал: «Пейте из нее все, это Моя Кровь Нового Завета, которая за вас изливается» (см. Мф. 26:27-28). Они, может быть, не поняли, что тогда произошло. Но именно тогда Христос заложил основы Церкви, потому что Церковь живет, прежде всего, Таинством Причащения. Оно соединяет нас с Богом.

Пасха — это праздник, который является вершиной пути. Этот путь начинается Великим постом. Он доходит до своей эмоциональной кульминации в Страстную седмицу. Потом в Великую субботу происходит перелом. В нашей литургической традиции он обозначен тем, что священники прямо во время богослужения меняют черные ризы на белые. В этот момент хор поет «Воскресни, Боже…», то есть это уже начало пасхального празднования, но еще не полноценная пасхальная служба, какой мы ее видим в пасхальную ночь.

Наконец, все взрывается этим древним возгласом «Христос воскресе!», многократным пением пасхального тропаря «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ…». Здесь все достигает такого апогея, когда, кажется, дальше уже двигаться некуда. Мы ощущаем, что вместе с Пасхой приходит радость. Но в то же время жалко, что Страстная седмица закончилась, что пост закончился, потому что внутренняя интенсивность этого переживания неизбежно сходит на спад. Такого не должно быть.

Наш великий святой Серафим Саровский круглый год приветствовал посетителей: «Христос воскресе, радость моя!», потому что эта пасхальная радость всегда в нем жила. И мне бы очень хотелось, чтобы и в нас всегда жила эта пасхальная радость.

 Митрополит Иларион (Алфеев)
pravmir.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *