Тайна Пасхи: Исследуем событие Воскресения Христа (2)

Господь наш и Спаситель Иисус Христос предал дух Свой Богу-Отцу. Содрогнулась земля, расселись могилы, померкло солнце… Что происходило дальше? А дальше необходимо было похоронить Христа как можно скорее, ибо наступал канун иудейской Пасхи и всякие погребальные мероприятия начиная со священного вечера были запрещены.

Как происходило традиционное иудейское погребение? Нам необходимо познакомиться с порядком погребальных действий, чтобы лучше представить, как хоронили Христа.

Покойника хоронили в день смерти, или, если смерть наступала вечером или ночью, то на следующий день. Это вносит элемент драматизма во многие знакомые нам Евангельские истории. Помните, когда ко Христу обращается отец, дочь которого смертельно больна, Христос спешит помочь начальнику синагоги Иаиру, но, оказывается, они опоздали… 

И когда пришел Иисус в дом начальника и увидел свирельщиков и народ в смятении… (Мф. 9, 23) 

Девочка только что умерла, но уже началось ее оплакивание (слово, переведенное у нас как смятение, не совсем верно. Правильнее перевести и понять как народ расстроенный, смущенный, плачущий) и подготовка к погребению. Девочку должны были похоронить до захода солнца, то есть родители были лишены даже возможности по-нормальному оплакать любимую дочь.

После смерти покойника омывали и умащали благовониями. Затем покойника обряжали в белую одежду или заворачивали в белое покрывало. Связывали скрещенные на животе руки, связывали ноги, на глаза клали монеты (чтобы глаза не открылись в результате посмертных процессов), повязкой фиксировали нижнюю челюсть, чтобы не открылся рот покойника.

Тело клали на полку в высеченной в скале пещере или в специальной каменной постройке  гробнице. Эта пещера и называлась гробом. 

Через год, когда плоть разложится, собирали кости и складывали их в оссуарий – сосуд, ковчег или, если гробница принадлежала небогатой семье (гробницы были семейными), в ямку в самой гробнице.

Традиция строить роскошные гробницы и складывать кости покойника в оссуарий получила распространение в период царствования Иродов (Ирода Великого и его сыновей), в период с 35 года до н.э до 70 года н.э. Ученые предполагают, что это связано со строительной активностью Иродов, особенно со строительством Иерусалимского Храма, которое предпринял Ирод. Правильней говорить, скорее, не о самом Храме, а о целом комплексе зданий на Храмовой горе. Строительство этого комплекса началось задолго до рождения Христа и продолжалось вплоть до 64 года нашей эры, то есть закончилось перед самой Иудейской войной, в результате которой все было разрушено.

Когда строительство было окончено, без работы оказалось 18 тысяч работников. Эта армия безработных внесла вклад в рост социально-политической нестабильности и два года спустя породила мощное восстание, приведшее к той самой Иудейской войне.

Каменотесы и резчики по камню, в огромном количестве жившие в Иерусалиме и окрестностях, и породили культуру богато украшенных гробниц и оссуариев.

Нажмите на изображение для увеличенияНазвание: 01.JPGПросмотров: 335Размер:	2.62 МбID:	9303
Вид на Иерусалим и на Храм во времена Иисуса Христа.

Название: 02.jpgПросмотров: 1130Размер: 73.1 Кб
Реконструкция, осуществленная учеными в наши дни.

Название: 03.jpg Просмотров: 990 Размер: 31.7 Кб
С портика (крыла) храма левит возвещает о начале богослужения. 
Согласно Евангелию, именно на такое крыло сатана поставил Иисуса, искушая его броситься вниз, на глазах тысяч людей. Сатана говорил, что Ангелы подхватят Иисуса и Тот всем докажет, что Он  Истинный Мессия.

Название: 04.jpg Просмотров: 934 Размер: 50.7 Кб
Реконструкция одного из приделов Иерусалимского храма.

Название: -L-H_yd2b.jpg Просмотров: 965 Размер: 43.3 Кб
Оссуарий (каменный ковчежец) с костными останками семьи иудейского первосвященника Каиафы. Того самого, который участвовал в суде над Иисусом и требовал Его распятия.
Исследования показали, что в оссуарии находятся кости нескольких людей. Все они принадлежали семье Каиафы. Эта находка израильских ученых одна из самых сенсационных находок последних лет.

Для чего я все это рассказываю, и какое это имеет отношение к нашей теме? Это позволяет, во-первых, еще раз освежить в памяти, почему слова и действия Христа против Храма (изгнание из Храма торгующих, обвинения в том, что Христос покушался разрушить Храм) вызывали такую ненависть у иудейских лидеров, отстраивавших столь грандиозный и великолепный комплекс.
А во-вторых, это может позволить нам лучше представить гроб, в который был положен Спаситель. 

День похорон был первым днем оплакивания покойника. Оплакивание продолжалось неделю. После этого устраивался торжественный поминальный ужин, и траур прекращался. Оплакивая покойника, к нему каждый день приходили на могилу, вернее, к гробнице. Археологи находят много гробниц с приподнятым у входа потолком. Потолок у входа делали выше, чтобы там могли стоять в полный рост родственники, оплакивающие покойного.
Чтобы как-то перебить трупный запах, тело покойного осыпали благовониями. В гробницах, раскопанных археологами, находят много сосудов и флаконов для благовоний; благовония действительно были необходимы.

Процессы разложения в Палестине происходят очень быстро. В трактате Левит Рабба сказано: «Три дня (после смерти) душа парит над телом, стремясь вернуться в него, но когда видит, что облик его меняется, тогда отходит» (Левит Рабба на Лев. 15, 1-2). В другом раввинистическом тексте читаем: «Скорбь во всей ее силе длится три дня, пока еще вид лица можно распознать» (Рабба на Когелет 12.6 §1). То есть на третий день лицо покойника менялось до неузнаваемости.
Вспомним слова Марфы, сказанные о Лазаре: 
Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе (Ин. 11, 39). 
Эти слова показывают, что нечего и пытаться оживить брата, всякая надежда потеряна, его лицо уже изменило вид.

Наконец, в заключение обзора погребальных обычаев иудеев нужно сказать, что тела казненных преступников не хоронили в семейных склепах. Для захоронения осужденных были предусмотрены особые места.

А теперь, когда мы немножко больше узнали о иудейском похоронном ритуале, давайте посмотрим, как дело обстояло со Христом.

Когда Христа распинали, родственники могли наблюдать за этим издали. Евангелист сообщает: 

Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим (Мк. 40, 41-42). 

Но вот Спаситель испустил дух. Один из высокопоставленных иудеев, член Синедриона, Иосиф Аримафейский идет к Пилату и просит выдать ему тело Христа. 

Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу (Мк. 15, 43-45).

Выдавали ли римляне тела осужденных? Могли выдать, а могли не выдать. В своде римских законов того времени читаем: «Не следует отказывать родственникам в выдаче тел приговоренных к смерти; божественный Август в Десятой книге своей Жизни говорит о том, что это правило соблюдалось. В настоящее время тела казненных предают погребению только в случае разрешения в ответ на соответствующее прошение; иногда такое разрешение не выдается, особенно когда преступники были казнены в связи с серьезными предательствами» (Дигесты 48.24.1)

Известно много случаев, когда тела казненных родственникам не выдавали. Это, как и сама казнь, было элементом устрашения народа. Но в случае с Иисусом, такое разрешение дано. По-видимому, Пилат не считал Иисуса страшным злодеем. А, может быть, не хотел портить отношения с иудейскими вождями, ведь мы помним, что к Пилату с просьбой отдать тело Иисуса пришел сам авторитетный член Синедриона.

…В самом начале 1900-х годов американский ученый Кирсоп Лейк сделал сенсационное заявление, о котором кричали все газеты. Сейчас, по прошествии 100 лет, об этом не найти информации даже в Интернете… Лейк сказал, что Иисус на самом деле был похоронен не в той гробнице, к которой пришли мироносицы воскресным днем, а в другой. Неудивительно, что мироносицы увидели пустой гроб – гробница-то была не та!.. Евангелия сообщают, что женщины

войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен (Мк. 16, 5-6).

Смысл этого эпизода, говорит Лейк, совсем другой. Молодой человек просто сидит в другой гробнице (может быть, в своей личной, а может быть, это каменотес, который пришел в гробницу совершить какую-то работу) и говорит женщинам с недоумением: Чего вы здесь ищете Иисуса? Это не его гробница, его тут нет…

И последнее предложение, как говорит Лейк, нужно понимать не как у нас: Вот место, где Он был положен, а иначе: Он положен в другом месте.
Перепуганные пустой гробницей женщины убежали и разнесли весть, что Иисуса там нет. Отсюда – от факта пустого (а на самом деле не того) гроба был шаг до христианской доктрины о Воскресении Иисуса.

Теория Кирсопа Лейка получила в науке название «теория не той гробницы». С тех пор ученые провели кропотливую работу. Одни пытались подтвердить выводы Лейка, другие – опровергнуть. 

Благодаря всей этой работе ученых разных направлений удалось узнать гораздо больше о погребальных обычаях, и в частности о погребении Иисуса. Так что, как это ни странно, Лейку и другим скептикам можно сказать спасибо. («Спасибо» – если попытаться закрыть глаза на то, что были люди, которые соблазнились подобными идеями и отпали от веры, а может быть, и погубили душу. Но чья здесь вина? Ученых ли, которые имеют право на самые смелые гипотезы, или простаков-людей, которые не хотят вдумчиво относиться к вере и при любом дуновении ветра критики сразу свою некрепкую веру, основанную на легендах и бабушкиных рассказах, теряют?..)

Нажмите на изображение для увеличения Название: 05.JPG Просмотров: 207 Размер:	2.63 Мб ID:	9308
Иудейский гроб. Примерно в таком гробу был похоронен Иисус Христос.

На сегодняшний день никто из серьезных ученых не сомневается, что гробница была та самая и что женщины ничего не перепутали.

В Евангелии мы читаем о том, как женщины присутствовали во время Распятия. Как потом они внимательно смотрели за Иосифом Аримафейским, который получил у Пилата разрешение похоронить Иисуса. Об этом сообщают нам три Евангелиста: 

Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали (Мк. 15, 47);
Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба (Мф. 27, 61)
Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его (Лк. 23, 55)
Иоанн об этом ничего не говорит.

То есть женщины внимательно смотрели, куда положили Иисуса, и запомнили место гроба! И именно сюда пришли на третий день оплакать Христа. Но гроб оказался пустым.

А теперь несколько вопросов:

Почему женщины сами не пошли к Пилату просить тела Иисусова? Неужели Пилат отказал бы матери казненного, да еще такого, в невиновность которого он и сам верил?

Почему женщины не участвуют в погребении, а только смотрят издали? Не преувеличивает ли что-то известная икона, на которой женщины помазывают Господа перед погребением? (Фреска из Гроба Господня) Тогда как же быть с общераспространенными христианскими преданиями на этот счет?..
И почему между женщинами и Иосифом Аримафейским нет никакого общения? Ведь они все любят Христа? Почему же Иосиф действует сам по себе, женщины – сами по себе?..

Я поставлю вопрос совсем жестко: а вообще Иосиф – друг ли Христа? Или просто иудейский чиновник, посланный от Синедриона похоронить тело Иисуса?..

Если вы знаете ответы на эти вопросы – не читайте следующий наш очерк. А тех, кто все же захочет его читать, предупрежу: там для вас будет немало открытий.

Священник Константин Пархоменко
azbyka.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *