Тайна Пасхи: Исследуем событие Воскресения Христа (3)

Иосиф АримафейскийМы привыкли к тому, что Иосиф Аримафейский – великий святой нашей Церкви. Он выпросил тело Иисуса у Понтия Пилата, он похоронил Христа в своем новом гробе, купив роскошную плащаницу. Вы спросите: а разве есть другие мнения?.. В том-то и дело, что есть. Последнее столетие не стихают среди ученыхбиблеистов споры о Иосифе.

Внимательного читателя Евангелия не могут не насторожить следующие моменты: 
Женщины, присутствовавшие при Распятии Христа (среди них была и Мать Иисуса), остаются в стороне от таких важных вещей, как Его погребение. Они никак не участвуют в погребении, как сообщают нам Евангелия, только издали смотрят за процессом. Почему? Участвовать в погребении родственника, да и любого другого человека, не было запрещено… Кстати, походатайствовать у римских властей о выдаче тела казненного преступника родственники тоже могли. Не стопроцентно, что Пилат отдал бы им тело Иисуса, но, скорее всего, учитывая отношение Пилата ко Христу и то, что пришла бы просить Мать, он отдал бы тело.

Еще более внимательного читателя Нового Завета не может не заставить задуматься следующий факт: ряд мест Нового Завета высказывается о людях, хоронивших Христа, достаточно критично, если не сказать, резко.

В книге Деяний читаем следующую проповедь Ап. Павла: 
жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его (Иисуса) и осудив… и, не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его. Когда же исполнили все написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его во гроб. Но Бог воскресил Его из мертвых (Деян 13, 27-30). 
Я специально выделил одну фразу. Этот текст очень важен. Это не просто текст Евангелиста Луки, написавшего книгу Деяний, а приведенная Лукой цитата из речи Ап. Павла. Лука вставлял в свои тексты большие цитаты из выступлений разных Апостолов (Петра, Павла), стараясь не искажать. То есть, тут мы, по сути, имеем дело не с мнением Луки, а с мнением самого Павла. И он, обратите внимание, говорит, что погребение Иисуса было осуществлено врагами Христа.

Далее: В Евангелии от Иоанна мы читаем, что похоронить распятых торопились именно иудейские вожди, те самые, которые требовали распятия Иисуса. Да, именно им было важно, чтобы не осквернить день наступающей Пасхи, похоронить тела казненных как можно скорее: 
Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, – ибо та суббота была день великий, – просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их (Ин. 19, 31). 

Инициатива умертвить мучающихся на крестах и похоронить принадлежит иудейским вождям. Не буду приводить доказательства в пользу очень строгих и жестких правил относительно погребения всякого покойника; для иудеев это было святое.

Далее: Иисуса Христа не могли похоронить в личной гробнице, но только в специально предназначенной для такого рода погребений. Дело в том, что по иудейским законам Он – был преступник. А преступника хоронили в специально отведенных для этого местах. И это не было оскорблением, унижением для родственников, в то время это было, как это ни невероятно, возможностью… добиться перед лицом Божиим прощения для казненного.

Да, именно так. Разложение плоти и превращение останков человека в скелет на кладбище для осужденных – считалось символическом актом прощения преступника. Приведу из множества иудейских законов на этот счет некоторые: «И смерть, и позорное погребение на кладбище для преступников необходимы для прощения… Разложение плоти также необходимо для прощения» (Вавилонский Талмуд: Сангедрин 47; также Иерусалимский Талмуд: Сангедрин 9.9 и 6.12). 

Кто-то спросит: какая разница, на каком кладбище хоронить, ведь плоть разложится в любом месте? Не забывайте, что иудеи считали себя народом Божиим, народом святым. Так вот: человек, которого осуждал иудейский суд (нарушитель Божьей заповеди, кощунник, волшебник и проч.), тем самым как бы анафематствовался, исключался из числа народа Божьего. Вынести наложенную судом епитимью (принять наказание, даже смертную казнь), потом быть похороненным не в святом месте, с остальными членами народа Божия, а на кладбище для отверженных и значило вынести епитимью, принять всю полноту определенного тебе наказания. И через это, соответственно, заслужить прощение и право на воскресение из мертвых.

Итак, первое: Иисуса должны были похоронить только на кладбище для преступников. 

И второе: Надзор за своевременным и ритуально правильным погребением казненных лежал на плечах иудейских властей. 

Вышесказанное позволяет заключить, что Иосиф действовал не от себя, а по поручению Синедриона.

Этим объясняется, почему Пилат так легко отдал тело Иисуса. Речь шла не о частной просьбе, а о просьбе высшего иудейского совета (Синедриона), который просил для Иисуса смерти. Смерть наступила, теперь совет просит отдать тело казненного[1]. Зачем Пилату было обострять отношения с иудейскими вождями?

Этим объясняется и странное поведение женщин. Они не решались (а, может быть, не желали) подходить к членам Синедриона, которые сами убили Христа, а теперь сами же, как предписывают правила, Его хоронят. Женщины только издали наблюдали за погребальными действиями.

Нажмите на изображение для увеличения<br />
Название: Синедрион.JPG<br />
Просмотров: 261<br />
Размер:	2.26 Мб<br />
ID:	9312
Так выглядел иудейский высший суд  Синедрион.

Получив тело Христа, Иосиф погребает его в новой гробнице. Было ли это кладбище для преступников? Во всяком случае, из того, что мы знаем об обычаях и законах того времени, следует заключить: да, это было именно кладбище для преступников. Из четырех Евангелистов трое просто говорят, что это было кладбище. Какое? Не уточняют. По умолчанию подразумевается, что все должны понимать: это было особое кладбище: 
Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба (Мк. 15, 46);
Сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен (Лк. 23, 53);
Итак, они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен (Ин. 19, 40-41).

И только у Матфея звучит сенсационная подробность  это была личная гробница Иосифа: 
Взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился (Мф. 27, 59-60).

Почему Матфей делает такое добавление? Легче всего отмахнуться и сказать, что Матфей просто придумал эту подробность. Например, сказать, что Матфей, который в своем Евангелии дотошно пытается провести параллели между Христом и ветхозаветными пророчествами, здесь намекает на всем известную пророческую 53-ю главу пророка Исаии: 
Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лести в устах Его.

Но, может быть, Матфей сообщает подлинную историческую подробность? В Евангелии от Иоанна сказано о большой спешке, с которой хоронили Иисуса. Еще раз напомню, что наступала иудейская Пасха: покойники должны были быть погребены и их гробы наглухо закрыты. Если бы с наступлением вечера погребения продолжались, святость Пасхи могла бы быть осквернена. Иоанн пишет: 
Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко (Ин. 19, 42). 

Может быть, Иосиф Аримафейский сам попросил у Синедриона изволения участвовать в погребении казненного Иисуса? И заодно предложил, чтобы успеть соблюсти погребальные ритуалы, похоронить Иисуса в своем новом гробе, тем самым изъяв этот гроб из частного употребления и сделав местом погребения преступников? 
Кстати сказать, на то, что гроб этот не находился на ритуальном иудейском кладбище, а был частным владением, намекает и такой эпизод:
На другой день… собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать (Мф. 27. 62-66).

Если кладбище находилось во владении Синедриона (а кладбища преступников находились именно в его ведении), то зачем было бы старейшинам просить назначить стражу? Поставьте, сколько хотите, своих охранников – и точка. Но если кладбище находится в «частном секторе», то тут, чтобы поставить охрану, нужно разрешение власти.

Итак, из всего вышесказанного сделаем некоторые выводы:

А. Иисуса похоронил Иосиф Аримафейский по поручению Синедриона. То есть за требованием отдать тело Иисуса и за похоронными обрядами стояли иудейские вожди и всем, любившим Христа, это было очевидно.

Б. Женщины именно поэтому не решились подойти и не стали участвовать в последнем целовании Покойного.

В. Иосиф а) погребает тело на официальном кладбище для преступников, но в новом гробе, либо б) погребает в своем личном новом гробе. (Точно это не установить, впрочем, это не так и важно.) 

Г. Возможно, что члены Синедриона разрешили Иосифу похоронить Иисуса в его личной новой гробнице ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко (Ин. 19, 42). Оставались считанные минуты до наступления праздника иудейской Пасхи.

Д. Так как гроб был чужим, женщины внимательно смотрели, куда полагали тело Иисуса. Они не присоединились к погребению, но намеревались, как только праздничный субботний покой окончится, прийти и оплакать Иисуса. Кстати говоря, как мы помним, оплакивание покойника длилось неделю, то есть женщины (мы их называем Мироносицы) намеревались приходить оплакивать и умащать Иисуса благовониями все дни до окончания дней траура. 

Нажмите на изображение для увеличения<br />
Название: гроб.jpg<br />
Просмотров: 247<br />
Размер:	217.6 Кб<br />
ID:	9314
Примерно так выглядел гроб, в который положили Христа. На фотографии – гроботносящийся ко времени Христа (найден в окрестностях Иерусалима).

А теперь перейдем к вопросу, который так и остался неразрешенным и навис над всем нашим рассказом: так кем во всей этой истории был Иосиф? Чиновником иудейского совета  или человеком, искренне любившим Христа?

Ответить на этот вопрос точно мы не можем, мы можем только попытаться что-то выяснить при внимательном чтении слов Нового Завета.

Итак, в начале сегодняшнего очерка мы видели, что некоторые тексты говорят о том, что Христа убили иудейские начальники. Они убили, они же и похоронили. Мы выяснили, что Иосиф на самом деле был членом Синедриона, поэтому слова Ап. Павла верны. Но ни этот, ни какие-либо другие новозаветные тексты не дают негативной оценки лично Иосифу Аримафейскому.

Что говорят о Иосифе Евангелия? Если расположить тексты в хронологическом порядке (по времени написания), то первым идет Марк. У него отношение к Иосифу отстраненное, он не находит каких-то добрых слов в адрес человека, который хоронил Иисуса. Единственная его характеристика Иосифа: знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия (Мк. 15, 43). 
Последняя фраза не позволяет сделать вывод, что Иосиф был из учеников Христовых, но предположить, что Иосиф напряженно ожидал времени Пришествия Мессии, она позволяет. Возможно, Иосиф интересовался Личностью Иисуса, пытался разобраться – Кто Он? Отношение ко Христу вдумчивое и заинтересованное.

Затем следуют Евангелия от Матфея и Луки. Они писали примерно в одно время.
У Матфея очень доброжелательное отношение к Иосифу. Матфей сообщает, что Иосиф учился у Иисуса (Мф. 27, 57); он обвивает тело Иисуса не простой материей, как у Марка, а чистою плащаницею (Мф. 27, 59); полагает в своем гробе.

Евангелист Лука сообщает, что Иосиф был член совета, человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия (Лк. 23, 50-51).

Это потрясающее свидетельство. То есть, Иосиф праведен[2] как человек (так нужно перевести слово, которое у нас переведено как правдивый)! Более того, он, хоть и член Синедриона,  не участвовал в совете, осудившем Христа на смерть! А за этим, между прочим, стоит большая проблема. За смертный приговор должны были голосовать все члены Синедриона; воздержаться или быть против не допускалось. Как же говорить о хорошемИосифе, если он несколько часов назад голосовал за распятие Иисуса?.. Лука отвечает: не голосовал!

В Евангелии от Иоанна, самом позднем из Евангелий, Иосиф подвергается некоторой критике, но, в общем, тоже наделяется чертами благородства:
…Иосиф из Аримафеи  ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев (Ин. 19, 38)[3]

Как сообщает автор четвертого Евангелия, во время погребения к Иосифу присоединяется высокопоставленный иудей Никодим. Он приносит состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи(Ин. 19, 39-40). То есть здесь сделан акцент на том, что погребение Иисуса было совершено с любовью и щедростью.

Очень важно, что Иоанн называет Иосифа учеником Христовым. Себя самого он также в Евангелии называет учеником. Значит, каким-то образом Иоанн ставит знак равенства между настоящими учениками, следовавшими за Иисусом, и теми, кто симпатизировал Ему, слушал Его, но из-за страха иудейского боялся открыто исповедать свою веру. Впрочем, ко второй категории Иоанн относится несколько презрительно, ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию (Ин. 12, 42-43).

В качестве извинения такому поведению Иосифа можно привести то, что открытое выражение симпатий к Иисусу (и он не мог об этом не знать) могло навлечь на него осуждение и даже репрессии со стороны совета, членом которого он был. Можно предположить, что Смерть Христова произвела в нем нравственный переворот. Этим обусловливается то, что Иосиф вызвался в Синедрионе заниматься погребением Иисуса, попросил совет разрешить похоронить Его в собственной новой гробнице. Можно предположить, что дальнейшие события, из которых главным было Воскресение Христово, совершенно изменили Иосифа и он стал уже явным христианином.

В ранней Церкви, предание которой было зафиксировано в Евангелиях, об Иосифе говорится скорее хорошо, чем плохо. Особенно интересно свидетельство Иоанна  автора четвертого Евангелия. Как сегодня считается общепринятым, это Евангелие было написано на иерусалимском материале. То есть, Иоанн обработал и положил в основу своего текста предания, сохранявшиеся в общине иерусалимских христиан. Кто, как неиерусалимские христиане  лучше, чем кто бы то ни было! – могли сказать о том, кем был Иосиф: врагом или учеником Христовым? 

Нажмите на изображение для увеличения<br />
Название: Иосиф Аримафейский.jpg<br />
Просмотров: 159<br />
Размер:	96.5 Кб<br />
ID:	9313
Православная икона св. Иосифа Аримафейского

Итак, подведем итоги: Евангелия не превозносят Иосифа Аримафейского, но вместе с тем находят несколько добрых слов в его адрес. Иоанн иронично замечает, что Иосиф был один из тех, кто был тайным учеником, опасаясь иудеев. Однозначная положительная характеристика[4], данная ранней Церковью Иосифу, свидетельствует о том, что потом он стал настоящим христианином, преодолев свой страх.

Память святого праведного Иосифа Аримафейского совершается в третье воскресенье после Пасхи. Церковь прославляет человека, которому было страшно принять веру, полностью меняющую его жизнь. В каком-то смысле ему было тяжелее принять веру, нежели рыбакам и крестьянам, потому что у него было положение, деньги и все то, что характеризует в мире сем успешного человека. И тем не менее, мучаясь от компромиссов с совестью, Иосиф медленно, но верно шел к христианской вере.
Его робкая вера подверглась настоящему испытанию, когда Христа убили. Вот тут Иосиф мог принять сторону своих собратьев и товарищей по Синедриону, а мог нащупывать свой путь. Он выбрал правильное направление. Нет сомнения, что после Воскресения Христова его вера была вознаграждена и впоследствии он сумел во всеуслышание заявить о своей вере и стал христианином. Во всяком случае, в предании ранней Церкви о нем сохранилась добрая память.

А теперь мы приблизились к самому важному. Спаситель положен во гроб. Гроб задвинут круглой каменной крышкой, вес которой достигает нескольких тонн. В гробу нестерпимо душно; дурманяще пахнет благовониями. Сюда, во гроб, практически не доносятся звуки из обычного мира, Христос словно в капсуле, изъявшей его из нашего мира. Он  зерно, готовое прорасти дивным цветом…
Что происходило дальше? Я имею в виду те примерно 36 часов, которые прошли со времени Его Смерти до времени Его Воскресения.
А в это время Христос, телом пребывая во гробе, душою спускается в ад.

Но об этом  в следующий раз. 


Примечания

[1] Мы ничего не знаем о погребении разбойников, распятых рядом с Иисусом. Их дальнейшая судьба Евангелистов не интересует, и она остается за скобками повествования. Можно предположить, что их тела римское правосудие не выдало: они же были для римлян настоящими преступниками – мятежниками, и таких чаще всего родственникам не выдавали. Римляне сами их похоронили в особом месте. А может быть, родственники просили, тела выдали, и родственники их как-то сами похоронили. Опять же в специально отведенном месте.

[2] Это замечание ставит Иосифа в ряд с такими Евангельскими персонажами, тоже названными «праведными», как Захария и Елизавета, родители Иоанна Крестителя; Симеон Богоприимец и Анна Пророчица; Иосиф – обручник Пресвятой Богородицы.

[4] В качестве подтверждения этих слов можно привести следующее: в Апокрифических евангелиях 2-го – 4-го веков (от Петра и от Никодима), Иосиф прославляется еще больше. Так что положительная оценка его древними христианами однозначна.

Cвященник Константин Пархоменко
azbyka.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *