Шаббат или Воскресение: что важнее?

Зачем Христос так настойчиво провоцировал законников, почему множество чудес он намеренно совершил именно в субботу? Неужели Иисус отрицал значение шаббата?

Нет, Он хотел чудесами сказать нечто важное и убедительное. Что?

Ответ очень прост. Вычислим разницу между шаббатом и действиями Христа.

Иисус совершил в субботу следующие чудеса:

— Исцеление расслабленного при овечей купальне
— Исцеление сухорукого
— Исцеление слепого
— Исцеление скорченной женщины
— Иудеи обвиняли Его в нарушении субботы, когда ученики его срывали колосья, растирали руками и ели.

Рассмотрим логику и качество предписаний шаббата о молитве, покое и запретах.

О молитве и покое. Шаббат начинается вечером в пятницу. С раннего утра субботы начинаются молитвы. Молитва матери, молитва отца, еда, символизирующая моменты истории народа, отдых, специальные булочки, покой и тридцать девять запретов на работу.

О запретах. Например, о «Смешивании холодной и горячей воды».
Разрешено налить горячую воду в стакан, в котором много холодной воды, при условии, что эта холодная вода не нагреется до температуры 45°. И также разрешено налить много холодной воды в сосуд с горячей водой, при условии, что нальют холодной воды столько, что она не нагреется до 45°. И когда будут переливать холодную воду, нужно обязательно налить её за один раз и не медленно, чтобы горячая вода в сосуде не успела нагреть первую часть холодной воды.

Что это? Где горячая вода и где Бог! В целом — это предложение оставить любую домашнюю работу и коммерцию. Причем предполагается, что найдется хитрец, который захочет нарушить запреты. И для именно для таких составлены тщательные правила, чтобы человек не отвертелся от обязанности молиться и думать о Боге. Подразумевается какое-то утробное сопротивление человека Творцу. В них есть уверенность, что наши заботы уклоняются куда-то не туда, куда нужно.

Нужное направление мы видим из книги Бытия. Там мы находим, что Сам Бог был занят сотворением мира и почил от трудов в конце недели, и дал завет поступать также.

Но дела наши в течение недели совсем не похожи на дела райские. Если бы мы трудились неделю Богу, а последний день недели решили бы войти в покой ради чистой беседы с Богом, тогда да. Но этого ведь нет. Последний день недели шаббат предлагает провести в блаженном отдыхе от трудов Божиих, которых не было. Смешивать воду или не смешивать, вытаскивать косточки из мяса или не вытаскивать, зажечь огонь или потушить, что в этом от Бога?

В реальности остается только формальное исполнение заповеди и деление времени на две части. Но самого уподобления делам Творца нет, ни в неделю, ни в субботу.

Христос не нарушал субботы. Боле того, Он любил субботу и любил быть в доме молитвы. Любил читать Писание. Поучал.

Он не нарушил субботу. Он просто довел ее до совершенства, добавив к молитве вместо отдыха дела любви к ближнему. Христос исцелял и творил добро не для Себя. В чудесах Христа было истинное уподобление Богу Отцу.

Мы также видим, что продолжением Его любви было сошествие во ад, где Он разрушил конструкцию этой тюрьмы. Мы также видим работу ангелов, пришедших ко гробу, где был положен Христос. И главное — мы видим работу Бога, сотворившего землетрясение и отвалившего огромный камень от пещеры погребения.

Само же воскресение — это тоже работа по изменению структуры тела Христа. Оно, вообще, лежит над любыми запретами и предписаниями, не укладываясь, ни в какие параграфы. Суббота из мест собраний расширилась до границ видимого и не видимого мира.

Поэтому вполне оправдан отход от субботы к воскресению как апофеозу восстановления завета Бога и человека о соработничестве. Воскресение стало подлинным днем торжества памяти призвания человека Богом вселенского масштаба. Воскресение уже не вмещалось в субботу и переросло ее качественно и количественно. Этот день — воспоминание о том, что мы созданы для Рая, и том, что в нем нам поручена некая прекрасная обязанность сотрудничества и покоя с Богом. Напоминание о том, что сотрудничество не прервано, и оно — условие нашего возвращения.

Странно, что законники не увидели этого триумфа любви и разума. Как же им не подсказало сердце?!

Вот пришла скрюченная женщина в синагогу. Вознесла свои молитвы, и Господь показал на ней, что благодать на благодать — ее исцеление, не имеющее ничего общего с количеством шагов в субботу. Молитва в день Божий — это прекрасно. Но дополнение молитвы трудами любви — это совершенство. Более того, мы ясно начинаем понимать что молитва, покаяние, причастие, не дополненное делами веры — пустое.

В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

И вот еще один важнейший аспект, имеющий отношения ко всему человечеству. Господь заповедал отдых от трудов Божиих, которые мы должны совершать в течение недели. Оказывается, Он ожидает, что мы должны жить Его трудами всю неделю! То есть, Ему должен быть посвящен не один день в неделю, а вся жизнь. Разделение на дни «для себя» и дни «для Бога» катастрофично своими последствиями раздвоения души. Они рождают ущербность для жизни будущего века.

Об этом писал Пришвин:

«3 Декабря 1947. Делят свою жизнь надвое: одна половина — холодная — отдается повседневному делу, другая — горячая — лучшая, приносится Богу в церковь. Разве нельзя эту лучшую часть души отдавать своему делу и в этом деле служить Богу, и только в часы отдыха ходить в церковь и советоваться там с Богом о своих делах. Нет ли в том вредной гордости, если человек, вынимая свою душу из обыкновенного дела, относит ее в высшую сферу духа и потом свысока смотрит на свой повседневный труд. Молитвой утешаются, потребляют ею Бога и этим отделываются от жизненного дела: жизнь у них остается без души, а душа без жизни».

Вся наша жизнь должна быть литургична от крещения до смерти. Нет времени «для себя» и нет времени «для Бога». Время одно, и оно у нас общее с небом. Формула Божиего дня: «жертвоприношение и дела любви». Нам предлагается уподобление Богу, соработничество Творцу. Без этого мы никогда не сможем постигнуть полноту веры, движимой любовью.

Шаббат — хороший обычай. Но Христос дал воскресение — новый день памяти завета с Богом, доведенный до абсолютного совершенства. Он дал нам день воспоминания нашего родства по благодати и деятельной любви. Произошло смещение дня памяти как результат развития.

И мы, Христиане, приняли воскресение как день, когда оставив всё идем в гости к своему небесному Отцу чтобы помочь или побыть вместе. С Ним мы вспоминаем все то общее, что есть между нами. Так вспоминают родители и дети время, проведенное вместе.

Священник Константин Камышанов
По материалам pravmir.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *