Сочетаваеши ли ся Христу?

Фото М. СоснинаКогда человек принимает Крещение, очень важно, чтобы он понимал все то, что происходит во время Таинства. Если Крещение принимает ребенок, то это должны осознать восприемники, чтобы впоследствии объяснить своему крестнику не только значение самого Таинства, но и символику его обрядовой стороны. Как раз об этом — как это Таинство совершается и что означает то или иное действие — мы сегодня и расскажем.

Очень хорошо, когда священник перед Крещением находит время побеседовать с крещаемым, подготовить к первой исповеди перед Крещением, которая необходима для того, чтобы человек мог провести грань: вот это жизнь до Крещения, вне Церкви, а вот это жизнь в Церкви, его жизнь как христианина. Обычай исповедоваться перед Крещением возник еще в глубокой древности: люди исповедовали грехи и когда приходили креститься к Предтече, и потом, когда их уже крестили апостолы.

Также в беседе перед Крещением важно подготовить человека к совершению Таинства, предупредить о том, что в момент Крещения будет совершаться целый ряд символических действий, чтобы во время чинопоследования крещаемый мог об этом вспомнить и понять, что с ним происходит. Ведь нет ни одного действия, которое бы не было наполнено внутренним духовным содержанием, не было бы глубоко символично.

Во-первых, нужно рассказать о наречении имени. В наши дни наречение имени младенцу совершается, как правило, в день совершения над ним Таинства Крещения и соединяется с чином оглашения. В древности это были разные чинопоследования: отдельно наречение имени, отдельно оглашение, отдельно Крещение.

Собственно говоря, человек чаще всего приходит в храм, когда у него уже есть имя, будь то взрослый человек или ребенок. Но очень важно получить это имя не от людей, а от самого Бога. Имя — это как бы сущность жизни человека, его личность. В то же время когда человек получает имя, то он получает того или иного небесного покровителя с тем же именем. Если же человек носит имя, которого нет в святцах, то ему избирается новое христианское имя, обычно созвучное с его светским именем. Именно с этим именем он будет приступать ко всем Таинствам.

Молитва о наречении имени должна совершаться в притворе храма, но на практике совершается в самом храме. Священник возлагает на себя епитрахиль и творит обычное начало молитвословия, читает тропарь дня или святого храма, затем осеняет крестным знамением чело, уста и грудь крещаемого, возглашает: «Господу помолимся» — и читает молитву, в которой впервые произносится нарекаемое имя. В заключение поется тропарь Сретению как напоминание, что две тысячи лет тому назад в Храм Господень был точно так же принесен Богомладенец Иисус.

Во-вторых, есть такой момент, как чтение молитв сорокового дня. Далеко не все приходящие креститься знают, что такое эти молитвы и какой они имеют смысл. Главное содержание их таково: женщина после родов в течение сорока дней находится в «состоянии нечистоты», и в это время она не может приходить в храм, не может исповедоваться и причащаться. Но и после того, как эти сорок дней прошли, для того чтобы вновь начать участвовать в жизни Церкви, она должна прийти в храм, чтобы над ней и над ребенком священник прочитал эти молитвы сорокового дня, в которых, во-первых, приносится благодарность Богу за то, что Он дал ей возможность благополучно разрешиться от бремени, а во-вторых, испрашивается для нее благословение вновь приходить в храм, исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин.

А вслед за этим уже идет последование, которое называется «во еже сотворити оглашенного». Исторически оглашение — длительное приготовление к Таинству Крещения (в первые века христианства оно занимало порой от года до трех лет), когда желающих принять Крещение наставляли в истинах веры, проверяли серьезность их намерения.

Именно это и происходит в чине оглашения. Получив наставления в вере, оглашенный (крещаемый) совлекает с себя верхние одежды и, опустив руки, встает лицом на восток в знак избавления от рабства отцу лжи и ожидания отверстых дверей рая. Священник открывает грудь и лицо крещаемого и трижды крестообразно дует на его лицо и знаменует его крестным знамением.

Что означает это дуновение? В Книге Бытия, когда Господь сотворил человека, взяв персть от земли, то Он вдунул ему в лице его дыхание жизни (Быт. 2, 7). Это дыхание Духа Святого, которое делает человека человеком, и по толкованию святых отцов это троекратное дуновение во время оглашения символизирует дуновение Духа Святаго, бывшее над Адамом.

И осенение крестным знамением совершается так же трижды: на челе крещаемого — чтобы просветился его ум, на устах — чтобы исповедал истину, и на груди — чтобы был чист сердцем.

Затем следует такой момент, когда перед чтением молитвы священник возлагает свою руку на голову крещаемого. Тоже очень глубокое символическое действие. Оно выражает собой истину: когда человек приходит в Церковь, то он оказывается взятым под ее защиту. То есть наложение руки священника означает, что покров над человеком уже простерт. Зная о значении этого действия, нельзя не проникнуться чувством благоговения перед совершающимся. В связи с этим нужно упомянуть и о той молитве, которую священник читает чаще всего заранее или про себя во время совершения Таинства: это когда священник молится о себе, о том, чтобы Господь дал ему силы и благодать для совершения этого Таинства, для того чтобы он, сам проповедуя и возвещая эту свободу в жизни с Богом, жизни во Христе, сам не оказался связан узами греха и страстей. Очень жаль, что ее не слышат находящиеся в этот момент в храме, и в первую очередь крещаемый, так как она тоже очень важна для понимания происходящего.

После молитвы следуют запретительные (заклинательные) молитвы. Для крещающегося может быть непонятным, почему в них священник обращается не к Богу, а к диаволу, почему звучит имя врага рода человеческого, почему поминается какое-то стадо свиное, какие-то вещи, совершенно не торжественные, не праздничные. А дело в том, что предназначение человека — быть храмом Божиим, храмом Духа Святого, но если он еще не стал таковым, то по известной пословице: «Свято место пусто не бывает», и в этом храме Божием всегда старается поселиться сила противная, сила нечистая. Это очень хорошо можно увидеть в нашей жизни: если стоит храм, в котором не совершаются богослужения, то в нем очень часто собираются или сатанисты, или люди, не весть чем занимающиеся. А те, кому случалось жить в монастырях, которые восстанавливались после запустения, в которых были осквернены храмы, часто свидетельствуют об ощутимых нападениях этой силы самыми различными образами. Поэтому священник и вся Церковь молятся о том, чтобы этот храм Божий — ребенок или взрослый человек — был совершенно свободен от обитания в нем нечистой силы. Священникам хорошо известны такие случаи, когда во время прочтения молитв кому-то во время Крещения становилось нехорошо, бывало, что люди теряли сознание. Естественно, что это происходит не без причины. Тем более что зачастую это случается с людьми, которые не понимают, что священник читает, какие слова произносит.

Но именно с этого момента крещаемый получает возможность «вступить в брань с удаленным из него врагом… С этого момента крещаемый становится уже воином Христовым и до самой своей смерти будет вести борьбу с духом зла».

Тогда же, после чтения запретительных молитв, происходит обряд отречения от сатаны. Крещаемый или крестный с младенцем на руках обращается на запад, который символизирует собой область врага рода человеческого. Священник трижды спрашивает: «Отрицаеши ли ся сатаны?», на что они трижды должны ответить: «Отрицаюся». Очень важно, чтобы человек, говоря о том, что он отрекается от сатаны, понимал, о чем он говорит. Ведь что такое отречься от сатаны, от всей гордыни, от служения ему? Служение сатане есть грех, который человек совершает. Поэтому, когда он отрекается от служения сатане, он отрекается от греха, от жизни по страстям, и если потом он сознательно продолжает жить во грехе, это значит, что в момент Крещения он обманул Церковь и Бога. И если человек в момент Крещения не понимал, что он говорит, то потом он может сказать: «Я обещал, но не знал, что обещал».

Далее священник говорит: «И дуни, и плюни на него», и крещаемый совершает символиче­ское — именно символическое — дуновение и плюновение в знак своего отторжения от сопротивной силы.

Затем происходит обряд сочетания со Христом, когда крещающийся или восприемник обращаются лицом на восток и трижды отвечают на вопросы: «Сочетаваеши ли ся Христу?» — «Сочетоваюся».— «Сочетался ли еси Христу?» — «Сочетахся».— «И веруеши ли Ему?»— «Верую Ему, яко Царю и Богу». При этом важно понимать, что сочетание со Христом — это есть жизнь по воле Христовой, жизнь, в которой человек изо всех сил старается поступать, действовать по законам Евангелия. В сущности, если человек говорит о том, что он сочетается и сочетался, а Евангелие при этом не читал, значит, он не знает, что говорит, не знает, что обещает. Чин оглашения завершается прочтением молитвы Символ веры — общим выражением веры Православной Церкви. Теперь крещаемый готов совершить самый серьезный поступок в жизни — принять Таинство Крещения.

 

Марина Новакова
eparhia-saratov.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *