О кресте, Христе, свободе: толкование на воскресное Евангелие Крестопоклонной недели

4-15

Спас Вседержитель. XVII в.

Мк., 37 зач., VIII, 34 – IX, 1

34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.
36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
37 Или какой выкуп даст человек за душу свою?
38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

ГЛАВА 9.

1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

Комментирует священник Стефан Домусчи:

Сегодняшнее воскресенье называется в церковной традиции крестопоклонной неделей. Мы достигли середины поста и Церковь напоминает нам, что на пути к Пасхе нам не миновать креста, потому что только умершее и может воскреснуть. Но это напоминание не только о Христе и том, что ради нашего спасения Ему необходимо было не только воплотиться, не только прожить человеческую жизнь, но и умереть на кресте. Это напоминает нам о собственной жизни и том, какое место в ней занимает нравственный подвиг.

Кому из нас не хотелось бы легкой и простой жизни. Чтобы все в ней получалось, чтобы решения давались просто, чтобы мы были владели собой и своими эмоциями… Но даже совершенно неверующий и ничего не знающий об аскетике человек сталкивается с проблемами. Не надо быть особенно верующим, чтобы понять, что в твоей внутренней жизни есть сложности, что ты обижаешься тогда, когда сам понимаешь, что это глупо и разрушает тебя изнутри, что ты гневаешься в тот момент, когда надо держать себя в руках. В этом смысле, с грехом внутри себя знакомы даже те, кто ни о каком грехе не слышал или не согласен с тем, что такое явление существует.

Это внутренне рабство было свойственно человеку не всегда. Как известно, человек был сотворен для того, чтобы свободно следуя воле Божьей и возрастая духовно, получить от Бога божественные совершенства. При этом человек не был рабом своего тела и своей эмоциональной сферы. Однако он был свободен это изменить и поддался искушению, захотел быть Богом сам по себе. Казалось бы, что плохого в свободе?

— Разве Бог не сотворил его свободным?

— Конечно, сотворил. Именно что свободным, а не поддающимся первому попавшемуся искушению. Адам воспользовался свободным , но это был выбор на понижение. Когда человек злится — он тоже делает это свободно, ведь его никто не принуждает. Но что это за свобода? Может быть ему только кажется, что он свободен? Свободен гневаться, свободен позволять себе разврат или свободен не прощать… Такая легкая свобода… свобода потакать самому себе. Чтобы понять ее цену достаточно попробовать быть свободным наоборот. Тебя злят, а ты свободен от злости и не злишься… Тебя обижают, но ты свободен не обижаться… а раз свободен — значит не обижаешься. Все хорошо и красиво выглядит… только ни у кого не получается. Свободно потакать себе очень удобно, но стоит отдавать себе отчет, что эта свобода неполная и в этой неполноте совершенно мнимая… призрачная.

И вот Бог, Который, конечно же, не забывал о человеке и том, для чего он был сотворен, приходит, чтобы нас освободить. Самое же поразительное в том, что освобождать человека из его собственного плена можно только свободно. Насильно сделать кого-нибудь свободным не получится. Именно поэтому Бог непросто нас освобождает, но становится человеком Сам и своим послушанием исцеляет наше непослушание… Приобщая нас своей настоящей свободе, делает нас способными так же поступать свободно.

И что же мы? Свободны?

Очевидно нет, потому что сделать нас свободными автоматически невозможно. Получив возможность свободы через крещение, мы начинаем долгий путь к тому, чтобы эта свобода стала нашим навыком, чтобы она стала по-настоящему нашей.

Сегодняшнее чтение говорит о нашем пути к свободе как о пути за Христом на крест. Наша мнимая свобода такая легкая, что мы не сразу осознаем как крест может быть связан с освобождением. Но давайте попытаемся проявить нашу свободу в том, чтобы совершить поступок любви в отношении человека, который нас оскорбил или просто нам очень неприятен. Мы довольно быстро поймем, что это невыносимо сложно, что это крест — не физический, конечно, но духовный. И взяв этот этот мы идем за Христом на голгофу, чтобы там не постыдиться нашего ученичества, но остаться рядом с Ним. Только крест наш чаще всего не внешние испытания, но рождение в собственную свободу. Свободу от греха. Не постыдиться креста Христова — значит совершать поступки любви там, где они вызывают недоумение и осуждение, быть щедрым, когда не хватает самому, человеческую злобу и превозношение исцелять милостью и прощением.

2018-03-11

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *