Праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей и Приснодевы Марии (4 декабря) — провозвестие спасения рода человеческого. Когда родилась Пречистая Дева Мария и маленькой девочкой была Она отдана в храм — это стало началом исполнения Божественного замысла: о воплощении, проповеди, Крестной смерти и Воскресении Христа, Сына Божия.
Событие Введения во храм
Священное Предание повествует, что родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении бесплодия, дали обет: если родится дитя, посвятить его на служение Богу. И когда девочке исполнилось три года, они выполнили своё обещание.
Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песней повели её в Иерусалимский храм. Впереди процессии шли девочки и девушки с зажженными свечами, за ними святые родители вели за ручки свою доченьку — Богоотроковицу Марию, а за ними шли родные и друзья.

Когда процессия достигла Иерусалимского храма, навстречу ей вышли священники во главе с первосвященником Захарией — будущим отцом Иоанна Крестителя. Ко входу в храм вели 15 высоких ступеней. По Преданию, маленькая Отроковица сама легко взошла по этой лестнице, укрепляемая невидимой Божией силой. Такому восхождению, доступному только взрослым людям, дивились все присутствующие и особенно святой Захария.
И дальше произошло немыслимое: первосвященник ввёл Марию не просто в храм, а в самую священную его часть, куда лишь раз в год мог войти только он сам — в Святое Святых.
После этого Пречистая Дева осталась жить при храме. Иконы отражают Предание о том, что Ей приносил пищу ангел.
Святое Святых
На утрени праздника, на 9-й — самой торжественной — песни канона будет в разных вариантах звучать припев:
Ангели, вхождение Девы зря́ще, удиви́шася: како преславно вни́де во Свята́я Святых?
Дивятся ангелы, удивлялись люди, но до какой степени это немыслимо — мы и представить себе не можем!
На литургии праздника читаются слова апостола Павла об устройстве изначального храма: «…Устроена была скиния первая, в которой был и светильник, и трапеза, и предложение хлебов: она называется «Святое». За второй же завесой – скиния, называемая «Святое Святых»… И при таком устройстве в первую скинию постоянно входят священники, совершая служение, но во вторую – однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую он приносит за себя и за грехи неведения народа» (Евр.9:1–7).
Скиния, о которой говорит апостол — это первый, переносной храм, который по повелению Божию устроил Моисей во время странствия евреев по пустыне. Позже царь Давид поместил скинию в Иерусалиме, а величественный храм, устроенный по ее образцу, построил уже сын Давида, Соломон. Храм мог быть только один — тот, в котором хранился Ковчег Завета, драгоценный большой ларец, вмещавший величайшую святыню всего мира — Скрижали Завета, данные Самим Богом. Её воспринимали как присутствие Самого Бога, великое и страшное.
Святое Святых (по-церковнославянски — Святая Святых) — кубическое пространство 10х10х10 метров, отделенное от Святилища перегородкой (кипарисовыми дверьми, а во втором храме, в который и ввели Богородицу, двойной завесой), было абсолютно темным, лишенным окон и светильников. Это был тот таинственный мрак, в который некогда вступил пророк Моисей, принимая заповеди от Бога: «И стоял народ вдали, а Моисей вступил во мрак, где Бог» (Исх.20:21). Когда Соломон построил Храм и во Святое Святых внесли Ковчег Завета со скрижалями, этот Божественный мрак окутал святыню: «Когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень. Тогда сказал Соломон: Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле» (3Цар.8:10–12).
В это священное пространство лишь раз в год мог входить первосвященник, воскуряя благовония так, что дым от них скрывал крышку ковчега и пространство над ним: «чтобы не умереть»! В Библии читаем: «Сказал Господь Моисею: скажи Аарону, брату твоему, чтоб он не во всякое время входил во святилище за завесу пред крышку, что на ковчеге, дабы ему не умереть, ибо над крышкою Я буду являться в облаке» (Лев.16:2)
Однако первый храм — Соломонов — был полностью разрушен и сожжен в 586 году до Р.Х., когда вавилонский царь Навуходоносор захватил Иерусалим. Часть жителей уничтожили, а остальных угнали в вавилонский плен.
Через полвека евреи смогли вернуться в Иерусалим, и им было разрешено восстанавливать храм. Он был построен, освящён, но… в нем уже не было Ковчега Завета! Сгорел ли Ковчег, или был похищен и спрятан (об этом есть разные легенды) — судьба его осталась неизвестной до сих пор.
И место святыни, покрытое мраком — было ПУСТО. Только каменная плита на месте, где прежде был Ковчег, обиталище Бога….
Ковчег с Заповедями называется в Библии Ковчегом Свидетельства (по-церковнославянски — Кивотом свиде́ния): он прямо свидетельствовал о Живом Боге, он был местом, где Бог Себя являл. Позже эту главную святыню похищали и отбивали у народа Божьего, но она возвращалась и снова свидетельствовала: «С нами Бог!»
Даже тогда, когда Ковчега Завета больше не было во Святом Святых, входить туда не мог никто, кроме первосвященника. Его даже обвязывали веревкой, чтобы в случае какого-либо несчастья вытащить наружу: ведь никто другой, кроме него, зайти за завесу не мог! Сохранялась традиция, по которой первосвященник устраивал пир для своих товарищей в честь того, что, побывав во Святом Святых, остался живым и вернулся.
Вот и подумайте: могла ли туда попасть маленькая девочка?

Чему дивятся ангелы
Служба праздника Введения Пресвятой Богородицы во храм вся пронизана образом вхождения Пречистой Богоотроковицы во Святое Святых.
Совершенно немыслимое со стороны исторических реалий, с человеческой точки зрения событие.Это великая духовная реальность, которую, конечно, не могли видеть и воспринимать тогдашние люди (никто из людей!), но видели ангелы — и трепетали.
От выхода из Египта — первой иудейской пасхи — и до вавилонского пленения народ Израиля твердо знал и ощущал, что Живой Бог обитает с ним.
При переходе через Красное море и в странствиях по пустыне «Господь… шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа» (Исх.13:21–22). И когда была построена скиния, «облако Господне стояло над скиниею днем, и огонь был ночью в ней пред глазами всего дома Израилева во все путешествие их» (Исх.40:17).
Люди восстановили храм, хранили веру в Живого Бога. Пророки Духом Святым являли людям Его волю и Его правду. Не было места на земле, где бы Он жил, обитал. Бог не находил места, «где приклонить голову» (Мф.8:20) среди людей.
Пока не родилась эта Богоизбранная Отроковица, уготованная к тому, чтобы сказать: «Се, Раба Господня» (Лк.1:38) и принять в Себя воплотившееся Божие Слово, Сына Божия, а потом родить Его.
Уже не пусто место святыни, уже «уготовано Божие жилище». Она ещё пока маленькая девочка, но Она — «Младенствующи плотию и соверше́на душе́ю, Святы́й Киво́т в дом Божий входит» (Из канона праздника). Она больше, чем древний Ковчег Завета, в Ней будут не каменные скрижали, написанные Самим Богом, а Сам Сын Божий.
И этому невероятному, взламывающему всё мироустройство явлению дивятся, трепеща, ангелы, видящие, ЧТО происходит.
В праздник хотя бы отчасти дано это почувствовать и нам.
«Днесь храм одушевле́нный и Великаго Царя в храм входит Тому угото́ватися в Божественное жилище. Людие, веселитеся!»

Песнопения праздника Введения Богородицы во храм с переводом
Тропарь, глас 4
Днесь благоволе́ния Божия предображе́ние и челове́ков спасения пропове́дание, в хра́ме Божии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегла́сно возопии́м: радуйся, смотре́ния Зижди́телева исполнение.
Постараемся осмыслить и понять тропарь (который очень желательно если не заучить, то хотя бы освоить самое простое пение его в дни праздника).
Днесь — в этот самый день, при котором мы духовно присутствуем, в этот день не столько земной, сколько в вечности сохраняемый.
Благоволе́ния Божия предображе́ние. Итак, в этот день происходит предображение, предварительный образ, предзнаменование великого дела благой Божией воли, которое должно совершиться. Есть слово «прообраз» — событие или явление, которое в то же время является пророческим образом явления Божия блага в будущем. Так, Ковчег Завета был как раз прообразом Богородицы, вместившей Бога. А событие Введения во храм — это не прообраз, а предображение: видимым образом входит в храм Та, которая совсем скоро станет сама Храмом Божества.
И челове́ков спасения пропове́дание — скорее предвестие, чем «проповедь» в нашем обычном понимании (слово производно от «ведети» — знать, ведать). Или же извещение: знайте, люди! Ваше спасение близко!
В хра́ме Божии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает. Является ясно — открыто, и пред-возвещает (вот и «проповедание!).
Той и мы велегла́сно возопии́м — великим гласом, громко! Так и до́лжно петь тропарь и воспевать Божие величие!
Ра́дуйся, смотре́ния Зижди́телева исполне́ние. Когда родилась Пречистая Дева Мария, и маленькой девочкой была Она отдана в храм — это было началом исполнения, то есть совершения и полноты, действия Божьего Промысла (Зижди́телева смотре́ния), исполнением Божественного замысла о воплощении, проповеди, Крестной смерти и Воскресении Христа, Сына Божия. Зиждитель — Создатель — предусмотрел всё бытие мира от самого его создания, Его смотрение — ви́дение, творческая мысль — и составляет историю нашего спасения.
А «радуйся», так хорошо знакомое нам по акафистам — это одновременно и традиционное приветствие греческого языка (как наше «здравствуйте»), и пожелание благодати, радости.

Кондак, глас 4
Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводя́щи, я́же в Ду́се Боже́ственнем, Ю́же воспевают Ангели Божии: Сия́ есть селение небесное.
Пречистый храм Спасов — как и во многих других богослужебных текстах, кондак прямо называет Пречистую Деву храмом Спасителя.
Многоценный чертог — прекраснейшее, благоукрашенное жилище. Чертоги бывают царские. Пресвятая Богородица – не только храм Бога, но и дворец Царя.
…и Дева. Пречистая Дева Мария, исповедуем мы — до Рождества, в Рождестве и по Рождестве Сына Своего — Дева. Приснодева.
Священное сокровище славы Божия. Сокровище — это и «сокровищница», вместилище того, что мы сейчас называем драгоценностями. «Священное сокровище славы Божия» — фактически синоним Ковчега Завета, вмещавшего в себе Божию славу.
Днесь вводится в дом Господень кто? — Та, что Сама Его храм и Его дворец.
Благодать совводя́щи, я́же в Ду́се Боже́ственнем — внося с Собою благодать Божественного Духа, Духа Святого (буквально: ту благодать, что в Духе Божественном).
Юже — Ее. Селение — жилище.
Величание
Величаем Тя, Пресвята́я Дево, Богоизбра́нная Отрокови́це, и чтим е́же в храм Госпо́день вхожде́ние Твое́.
www.azbyka.ru/life/vvedenie-vo-hram-smysl-ikona-tropar-kondak-perevod/