Новый Год: от Таинства к Шоу

К празднику Нового Года у меня двоякое отношение. С одной стороны, он достался нам от советской эпохи, с другой стороны, этот праздник мне дорог с детства. Мое детство пришлось на середину 90-х годов, и я вынужден признать: вместе с 90-ми от нас ушло осмысление Нового Года как светлого, чудесного, радостного дня.

Для советского человека Новый Год носил сакрально-мистический характер. Большинство жителей страны воспринимало новогоднюю ночь примерно так же, как верующие люди воспринимают Пасху. Такое восприятие праздника вполне закономерно, ведь в каждом из нас от рождения присутствует то, что психологи называют «сакральным чувством», а христианское богословие – жаждой Бога.

В поздравлениях, в стремлении нарядится во все чистое и красивое, человек подсознательно искал утверждение своему глубинному желанию быть иным, чем сейчас, стать новым человеком, он верил, что начнется новая, счастливая жизнь. Причина почитания Нового Года кроется именно в его сакральном характере, в тех проблесках Христова света, которые озаряют собою этот праздник. Отсюда же – и его семейственность, его теплота, его уютность.

И вот сейчас я вижу совсем иную особенность новогоднего торжества – оно утратило эту высокую идею. Главным кумиром нынешнего времени стало потребление. Удовольствие как основная цель жизни все больше определяет особенности отмечания Нового Года. Праздник превратился в шоу.

И если раньше желая друг другу «нового счастья», хоть чуточку в него верили, то сейчас за новогодним весельем не стоит ничего кроме желания – «оторваться» и забыть о своих проблемах. Конечно, на то он и праздник, чтобы дать человеку возможность разомкнуть круг обыденных забот, но беда в том, что само торжество превратилось в рутину. Вместо трепетного ожидания получается очередное «отбывание» праздника.

Можно много говорить о причинах такой трансформации… Диагноз ясен, необходимо лечение. А оно может быть только одним – возвращением к сказке! Сказки нельзя бояться – в нее надо верить. А там, возможно, этот шаг приблизит нас еще к одной Тайне, тайне кардинального изменения себя. Тайне, которая на языке Церкви называется покаянием.

* * *

Мы празднуем Новый год вполне по-екклесиастовски:

«Бывает нечто, о чем говорят: “смотри, вот это новое”; но это было уже в веках, бывших прежде нас» (Еккл. 1: 10).

В глубине души каждый понимает, перемена цифр на календаре ничего нового принести не в силах. На какое “новое счастье” ты надеешься, если сам обновляться и меняться к лучшему не собираешься?

Под бой курантов есть смысл сказать (хотя бы самому себе) «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».

МОИСЕЕНКОВ Александр / foma.ru
Протоиерей Андрей Ткачев / pravoslavie.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *