Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867) — русский духовный писатель XIX века, епископ, богослов и проповедник. Родился в старинной дворянской семье. Ещё в детстве он почувствовал склонность к молитвенным трудам и уединению. В 1822 году по настоянию отца поступил в Военное инженерное училище. Перед юношей открывалась блестящая светская карьера, но он подаёт прошение об отставке, желая принять монашество.
Эта просьба не была удовлетворена, и он направляется на службу в Динабургскую крепость, где тяжело заболевает. 6 ноября 1827 года получил вожделенную отставку и сразу поступил послушником в монастырь. В 1831 г. пострижен в монашество, затем вскоре рукоположён в иеродиакона, и иеромонаха. В 1833 г. возведен в сан игумена, и через год – в сан архимандрита. В 1857 г. становится епископом Кавказским и Черноморским.
В 1861 году епископ Игнатий ушел на покой и поселился в Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии, где вёл уединённую молитвенную жизнь до самой кончины. Святитель Игнатий причислен к лику святых в 1988 года. Перед канонизацией его мощи были торжественно перенесены в Свято-Введенский Толгский монастырь (Ярославль), где они находятся до сих пор.
Изречения святителя Игнатия (Брянчанинова) – одного из самых известных и любимых в России святых .
Спасение:
…спасение заключается в возвращении общения с Богом.
Несчастлив тот, кто удовлетворен собственною человеческою правдою: ему не нужен Христос, возвестивший о Себе: «не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние» (Мф.9:13).
Промысл Божий, упование и надежда, простота и лукавство:
Нет слепого случая! Бог управляет миром, и все, совершающееся на небе и в поднебесной, совершается по суду премудрого и всемогущего Бога, непостижимого в премудрости и всемогуществе Своем, непостижимого в управлении Своем.
Если нет ни одного случая, который бы утаился от Бога, то за все случающееся надо славословить Бога.
Необходимо уверить себя, что Бог управляет участию мира и участию каждого человека. Опыты жизни не замедлят подтвердить и утвердить это учение Евангелия.
Все мимо идет — и хорошее, и худое, — а ни человеки, ни бесы не могут сделать того, чего Бог не попустит.
Отчего возмущается дух наш против судеб и попущений Божиих? Оттого, что мы не почтили Бога как Бога…
От живой веры в Бога рождается полная покорность Богу, а от покорности Богу — мир помыслов и спокойствие сердца.
От зрения промысла Божия образуются в душе глубокая кротость и неизменная любовь к ближнему, которых никакие ветры взволновать, возмутить не могут.
…над временами, общественными событиями и частными судьбами зрится Бог.
Зрение промысла Божия хранит, растит веру в Бога.
Христианин, смотрящий неуклонно на промысл Божий, сохраняет среди лютейших злоключений постоянное мужество и непоколебимую твердость.
Пред видением Божественного промысла не устаивают не только временные скорби, но и те, которые ожидают человека при вступлении его в вечность, за рубежом гроба.
Христианин никогда и ничем не должен смущаться, ибо Промысл Божий носит его на руках своих. Наше попечение должно состоять в том, чтоб мы пребывали верными Господу.
Поражение одного воина не есть уже побеждение всего войска.
…Господь в прямом образе поведения – Помощник; а лукавый политик – помощник сам себе, – Господь к нему, как к преумному, на помощь не приходит.
Жизнь по Евангелию:
Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия; старайся исполнять его заповеди, читай его делами. Это — книга жизни, и надо читать ее жизнью.
По Евангельским заповедям мы будем судимы на суде, установленном от Бога для нас, христиан православных… мы будем судимы по Евангелию, что небрежение о исполнении Евангельских заповедей есть деятельное отвержение Самого Господа.
Евангелие есть изображение свойств нового человека, который — Господь с небесе (1Кор.15:48). Этот новый человек — Бог по естеству. Святое племя Свое человеков, в Него верующих и по Нему преобразившихся, Он соделывает богами по благодати.
Престолом и покоем, так сказать, для Святого Духа служат смирение, любовь, кротость и, последовательно, все святые заповеди Христовы.
Как о своих помыслах, так и о помыслах ближнего, о его советах, советуйся с Евангелием.
…евангельские блаженства суть духовные состояния, открывающиеся в христианине от исполнения евангельских заповедей; что блаженства открываются одно вслед за другим, рождаясь одно от другого…
Очищение совершает Святой Дух в человеке, выражающем жизнью произволение к очищению.
…исповедание Бога устами без исповедания деятельностию и сокровенною жизнию сердца при одном исполнении некоторых наружных обрядов и постановлений церковных признается пустым, душепагубным лицемерством.
…заповеди должны быть душою и каждого христианина, и христианского общества.
Духовное рассуждение приобретается чтением Священного Писания, преимущественно же Нового Завета, и чтением святых Отцов, которых писания соответствуют роду жизни, проводимой христианином.
Необходимо, чтоб чтению содействовало жительство: Бывайте же творцы слова, а не точию слышателие, прельщающе себе самих (Иак. 1: 22).
Пребывание в усыновлении Богу, доставляемом через святое крещение, поддерживается жизнью по евангельским заповедям. Теряется пребывание в усыновлении отступлением от жительства по евангельским заповедям.
Для спасения необходимо, чтобы крещенный во Христа жительствовал по законодательству Христа.
…человеческое повреждение состоит в смешении добра со злом: исцеление состоит в постепенном удалении зла, когда начинает в нас действовать более добро.
Намерение:
Что душа в теле, то цель и намерение во всяком человеческом занятии.
Человек… водится своим образом мыслей…
Мысль подобна рулю корабельному…
Ум -… царь… в человеке.
Наперсник Закона Божия во всех упражнениях, во всех делах своих имеет целью Богоугождение. Мир обращается для него в книгу заповедей Господних. Прочитывает он эту книгу делами, поведением, жизнью.
Различать добро от зла принадлежит сердцу – это его дело. Но опять нужно время, нужно укоснение в заповедях евангельских, чтоб сердце стяжало тонкость вкуса к отличию вина цельного от вина поддельного.
…все, сопровождаемое смущением, имеет началом своим грех, хотя бы по наружности и казалось высшим добром.
Божественное добро не должно быть отвергаемо, если некоторые или многие, употребили его во зло.
Духовная брань:
Скорбь по той причине и называется искушением, что она открывает сокровенное состояние сердца.
Гораздо маловажнее беснование, нежели принятие какого-либо вражескаго помысла, могущаго на веки погубить душу.
Грех и покаяние, гордыня и смирение:
В покаянии — вся тайна спасения.
…покаяние есть сознание падения, сознание необходимости в Искупителе…
…покаяние не может быть совмещено с произвольною греховною жизнию.
Несродно чувство покаяния тому, кто вполне доволен собою, а кругом себя видит только соблазн и недостатки всех родов.
Главные признаки гордости суть охлаждение к ближним и оставление исповеди.
Смиренный предает себя всецело воле Божией… Смирение надеется на Бога — не на себя и не на человеков:. и потому оно в поведении своем просто, прямо, твердо, величественно.
Смирение не видит себя смиренным.
Ложное смирение — всегда с сочиненною наружностью: ею оно себя публикует.
Ложное смирение любит сцены: ими оно обманывает и обманывается.
Величайшая прелесть – признавать себя свободным от прелести.
Все виды бесовской прелести, которым подвергается подвижник молитвы, возникают из того, что в основание молитвы не положено покаяние, что покаяние не сделалось источником, душею, целию молитвы.
Фарисей, оставляя исполнение заповедей Божиих, составляющих сущность Закона, стремится к утонченному исполнению наружных мелочей…
Сознавать себя грешным необходимо для спасения, а засуживать себя и метаться во все стороны от греховности очень вредно. «Все неумеренное – от бесов», — сказал преподобный Пимен Великий.
Непадательность несвойственна человеку на земле — ниже жителю глубочайшей пустыни и уединения.
Не желайте от себя невозможнаго, не требуйте от души вашей того, чего она не может дать. Врачуйте ваши увлечения покаянием, а недостаток делания вашего восполняйте сокрушением духа.
Много и часто мы вредим себе, требуя от себя несвойственного нам.
Безрассудно искать невозможного.
Не должно с души своей, с своего сердца требовать больше, нежели сколько они могут дать.
Будьте снисходительны к душе Вашей в ея немощах; излишняя строгость отвлекает от покаяния, приводит в уныние и отчаяние.
Изучение добродетелей, несоответствующих образу жизни, производит мечтательность, приводит человека в ложное состояние. Упражнение в добродетелях, не соответствующих образу жизни, делает жизнь беcплодною.
Любовь к ближнему, заботы о спасении других, осуждение, обиды, прощение:
Любовь же к брату заключается в исполнении относительно него заповедей Господа (2 Ин.1: 6).
Правильная любовь к ближнему заключается в исполнении относительно его евангельских заповедей…
Ум твой, наставленный Евангелием, тогда смирится пред каждым ближним, когда увидит в каждом ближнем Христа.
И святые отцы не велят искать от ближнего исполнения заповеди, потому что это только нарушает мир.
Любви к ближнему предшествует и сопутствует смирение пред ним. Ненависти к ближнему предшествует осуждение его, уничижение, злословие, презрение к нему, иначе — гордость.
Делай, что можешь полезного и что позволяет закон, твоим любимым; но всегда поручай их Богу, и слепая, плотская, безотчетливая любовь твоя обратится мало-помалу в духовную, разумную, святую.
Надо отдать всех людей Богу. Этому научает нас и Церковь; она говорит: «Сами себя, и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим».
Не доложить бремя на ближнего – не беда; переложить – и ближний удобно может повредиться неисцельно, на всю жизнь сделаться ни к чему неспособным.
О непокоряющихся и не внимающих слову спасения, не надо очень печалиться; но сказав им подобающее, предавать их воле Божией, которая может их обратить на правый путь чрез другая орудия и средства, которых в деснице Его бесчисленное множество.
На ближних сильнее действует молитва о них, нежели слово к ним: потому что молитва вводит в действие Самаго всесильнаго Бога, и Бог творит с созданием Своим все, что Ему благоугодно.
Вспомни, что Спаситель велел Петру идти за Собою, а когда Петр вопросил и позаботился о другом, то услышал: до другого что тебе за дело, ты по Мне иди. Заботясь преждевременно и неправильно о других, мы часто забываем или ослабляем заботу о себе.
Чтоб не осуждать ближнего, должно отказаться от суждения о ближнем…
Должно с насилием отвлекать себя от осуждения ближних, ограждаясь от него страхом Божиим и смирением.
Раб Христов не может быть врагом чьим-либо.
Послушание:
Истинное послушание — послушание Богу, Единому Богу.
Вера в человека приводит к исступленному фанатизму.
…душепагубное актерство и печальнейшая комедия — старцы, которые принимают на себя роль древних святых старцев, не имея их духовных дарований…
Свобода:
Будьте свободны! не связывайте себя никакою скрупулезностию. Правила для человека, а не человек для правил.
…в жительстве твоем сохраняй благоразумную соразмерность, не связывая себя количеством.
Сказанное Господом о субботе, что она для человека, а не человек для нее (Мк. 2: 27), можно и должно отнести ко всем подвигам благочестивым, а между ними и к молитвенному правилу.
Обрати все внимание на Евангельские заповеди, ими неси себя в жертву живую, благоугодную Богу. В наружных действиях, не имеющих никакого влияния на душу, как например, в перемене платья и тому подобных, будь решительно свободен.
Молитва:
Путь к Богу — молитва.
Душа молитвы — внимание.
Безостановочное произнесение молитв рассеивает ум.
…отцы повелевают, чтоб правило для христианина было как можно проще и малосложнее.
Сущность исполнения молитвенного правила заключается в том, чтоб исполнялось оно со вниманием. От внимания дух наш приходит в смирение; от смирения рождается покаяние. Чтоб можно было совершать правило не спешно, надо правилу быть умеренным.
Пост:
Сколько вредно невоздержание, столько вреден, или еще более, неумеренный пост.
… больные и престарелые должны остерегаться от излишнего телесного подвига…
Церковь:
Без послушания Церкви нет смирения; без смирения нет спасения: смирихся, и спасе мя, сказал Пророк (Пс. 114: 5).
…как человек состоит из души и тела, то оказались нужными наружные обряды и постановления.
…немощь священника, как человека, отнюдь не препятствует совершению Таинств, совершающихся по причине благодати священства, которою облечен человек, а не по причине собственных его достоинств, хотя и приятно видеть в одном лице соединение достоинств собственных с дарами благодати.
Ересь:
Ересь — ложное учение о христианстве… Ересь — грех ума. Сущность этого греха — богохульство.
…все древния ереси, под различными изменяющимися личинами, стремились к одной цели: оне отвергали Божество Слова и искажали догмат воплощения. Новейшия наиболее стремятся отвергнуть действия Святаго Духа…
Отношение к иноверцам:
Лишенные славы христианства не лишены другой славы, полученной при создании: они – образ Божий.
Богатство и бедность:
Временное богатство названо неправедным, потому что оно — следствие падения.
Знания:
Лучше сознаться в неведении, нежели выказать ведение душевредное.
Чудеса:
Желание видеть знамения служит признаком неверия, и знамения даны были неверию, чтобы обратить его к вере
Житейские дела:
Занятия по дому и хозяйству очень полезны: удаляют от праздности и облегчают уму невидимую его борьбу.