«Любовь долготерпит, милосердствует… всему верит, всего надеется, все переносит…»
Иногда, если нет возможности пойти к моему духовнику, у меня «диалог» с Богом происходит посредством книг. Когда бывает очень трудно и что-то гнетет, мне всегда под руку попадались книги, в которых находился ответ, что мне делать, как поступать в данной ситуации. Сначала я этого не замечала, думала — просто совпадение. Но вскоре «просто совпадения» стали закономерностью. Причем не то, чтобы я целенаправленно читала какую-нибудь «мудрую» книгу, а просто брала с полки первую попавшуюся и, листая ее, находила ответ, порой заключенный в одной маленькой фразе…
Так, однажды у меня были большие неприятности с любимым человеком. Я совершенно не знала, что мне делать дальше. Чтобы успокоиться, я решила почитать Евангелие. Открыв заложенную кем-то страницу, я попала на первое послание aпостола Павла к Коринфянам, 13-я глава: «Любовь долготерпит, милосердствует… всему верит, всего надеется, все переносит…» Лучших слов не найти.
Прошло несколько месяцев, и слова забылись. А я понимала, что моя любовь быстро превращается в ненависть… Этого очень не хотелось, но казалось неизбежным. Перебирая старый шкаф, я наткнулась на книгу с изречениями святых отцов Церкви. Пробегая ее глазами, остановилась на строчках «…Кого вчера хвалил, как доброго… не поноси ныне, как злого, чтобы любовь твоя не превратилась в ненависть… Оставайся при тех же похвалах, хотя и чувствуешь в душе огорчение, и удобно возвратишься к спасительной любви…» Господь всегда с нами, никогда не оставляя. Главное — понимать это…
Километр пустоты
И все, что мы видим и осязаем как непроницаемое, прочное, твердое, монументальное, массивное, чуть ли не вечное — горы, земная кора, океанские бездны, железо, свинец, бетон и даже наши тела — это все почти что пустота!
Сама дорога у каждого, кто пришел к вере в сознательном возрасте, — просто фантастическая история.
Я, например, с детских лет увлекался естественными науками — химией, астрофизикой, ядерной, квантовой и релятивистской физикой. Учась в девятом классе, однажды задумался над тем, что открыл Э.Резерфорд в начале XX века. А открыл он атомное ядро, и выяснил, что, имея крошечные по сравнению с атомом размеры, оно сосредотачивает в себе почти всю массу атома. Это невероятное несоответствие! Как вам помочь представить? Ну, например, вот так: если ядро атома увеличить до размеров вишневой косточки, то атом разрастется до размеров 1 км в поперечнике. Вы только вдумайтесь: вишневая кисточка, а вокруг нее КИЛОМЕТР пустоты! Это что означает? Получается, что атомы — словно мыльные пузыри, в них почти только пустота!.. И все, что мы видим и осязаем как непроницаемое, прочное, твердое, монументальное, массивное, чуть ли не вечное — горы, земная кора, океанские бездны, железо, свинец, бетон и даже наши тела — это все почти что пустота!
Если, скажем, сжать земной шар до ядерного вещества, планета наша сожмется до размеров футбольного мяча. Подумать только, мы живем в плену у собственных чувств, ведь это они нам создают такие иллюзии насчет окружающего мира! Конечно же, это не значит, что все, что мы наблюдаем, лишь виртуальная реальность, созданная нашими чувствами, не отражающая объективной реальности. Но обнаруженный мною научный факт так изумил меня, что я начал искать чего-то большего, чем эти мыльные пузыри. Мне хотелось воскликнуть: человек, что забыл ты среди этих мыльных пузырей? Есть они или нет — вспомни о своей вечной душе, о вечном Боге, все создавшем и все Собою наполняющем!
Церковь как Ноев Ковчег
Того, кто осознает Бога как Личность, стоящую превыше всего, никогда не смутят какие-то настроения в церковных общинах или недостатки священнослужителей. Все пришли к Нему, все здесь ради Него.
Я выросла в безбожной семье. Сейчас мне кажется, что мои попытки в детстве ни о чем не думать хотя бы одну минуту были жаждой молитвы. Детские ум и сердце не хотели мириться с засильем помыслов и разнообразных чувств.
Также я не хотела мириться со смертью. Когда мы читали в школе, как могиле Мальчиша-Кибальчиша салютуют проходящие поезда и пароходы, меня охватывала мрачная тоска. Нам говорили: «Их подвиг помнят люди». Ну и что? Меня это совсем не утешало. Одни помнят, другие нет, а третьи наступают на вырванное сердце Данко.
Непременно должно было быть что-то, стоящее выше людского суда. Я пыталась верить в сказки эльфов, Снежную Королеву и подводное царство, но, став старше, убедилась, что это были всего лишь сказки.
Перечитывая год назад свои записи, сделанные в 18-19 лет, застыла в изумлении: среди всякой всячины (зарисовок и впечатлений) вдруг — молитва. «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас». Откуда?! Написано моей рукой!
Помню, как в 20 лет я плакала, когда в рок-опере «Иисус Христос — суперзвезда» раздавались звуки плетей — 39 ударов. А когда в фильме «Евангелие от Матфея» актеру, изображавшему Христа, пробивали руки гвоздями, заливалась слезами: «Господи, за что Тебя так?..»
Я не знала, что Иисус Христос — Бог, но Его образ влек мою душу к Себе, Его Имя хотелось повторять много раз. Жила я в то время в Петербурге. И когда наконец решила пойти и креститься, ноги сами повели меня к маленькой церкви святого праведного Иова Многострадального на Волковом кладбище.
Моя первая книга — 5-й том «Добротолюбия». Конечно, умом я понимала мало, но сердце просто не могло насытиться чудными словами. Потом я читала Евангелие, Деяния апостолов и их Послания.
Не все в Церкви было у меня гладко. Однажды меня «унесло» на полгода. Иконы продолжали висеть в комнате в изголовье, но смотреть на них было стыдно. Потом я стала плакать по ночам и спрашивать: «Господи, почему я так себя веду? Почему я такая?» После, помню, наугад открыла Евангелие и опять заплакала: «Я пришел призвать не праведников, но грешников на покаяние».
…Уже семь лет я в лоне Матери-Церкви. Для меня это не просто фраза. Я действительно ощущаю себя внутри Церкви, как в Ноевом ковчеге…
…Того, кто осознает Бога как Личность, стоящую превыше всего, никогда не смутят какие-то настроения в церковных общинах или недостатки священнослужителей. Все пришли к Нему, все здесь ради Него. И если ты кого-нибудь обидел, и тот человек простил тебя, знай, что сделал он это ради Него, а не потому, что ты «хороший и невиноватый». Значит, должен простить и ты. Потому что Он всех простил и ждет того же от каждого из нас.
Сон
В моей жизни есть такие сны, которые снились давно, но чувства и переживания, вызванные ими, остаются в сознании и сердце до сих пор. В какие-то моменты они всплывают, притягивают мое внимание, а потом пропадают где-то в глубинах души.
Об одном сне мне хотелось бы рассказать. Он приснился мне несколько лет назад, когда я еще был подростком, поэтому не могу ручаться за точность воспроизведения деталей. Я только попытаюсь описать переживания, которые до сих пор со мной.
За городом я попал на некоторое пространство. Меня кто-то сопровождал и указывал на то, что открылось моему взору. Много тел. Однако это были не целые тела людей, а их фрагменты, у которых отсутствовали головы. Нет, это не были последствия страшной катастрофы или войны. Они не были мертвыми, но живыми, если сюда подойдут эти слова. Я подходил, наклонялся, прислушивался к их «жизни». Они шевелились, делали какие-то движения, но как-то беспомощно. Мне стало больно за них. Мне казалось, что они лишены чего-то важного, что недоступно им в их «жизни». Тем не менее, у меня было ощущение, что это обыкновенная их жизнь, которую они выбрали или привыкли к ней. Потом меня охватил страх, что я могу тоже «жить» так. Я проснулся.
Что же это за «жизнь»? Позже, размышляя над сном, я приходил к выводу, что это жизнь согласно потребностям тела. Но не просто в привычном понимании этого слова, как требование поддержания нашего материального существования, а в его христианском толковании, как плоти, т.е. совокупности всех страстных желаний.
Когда день или несколько дней из моей жизни проходили только в попечении о своих материальных потребностях, в самодовольстве или в различных хлопотах, у меня перед глазами вставали те тела. Мне становилось страшно от того, что я могу уподобиться им, у которых нет другой жизни с надеждой на Вечность.
Из писем в редакцию Фомы
foma.ru