ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ: УЧИТЕЛЬ ТИШИНЫ

В этом году мы торжественно отмечаем 700 летие со для рождения “Игумена земли Русской” — преподобного Сергия Радонежского. Мир, в котором жил преподобный Сергий, мир средневековой Руси, был очень непохож на наш — книги были только рукописными и очень дорогими, передвигались люди только на вьючных животных или на своих ногах, и вообще мир средневекового человека был гораздо меньше. Сегодня мы живем в мире высоких технологий, когда звук и изображение с другого конца планеты оказывается на наших мониторах практически мгновенно.

Но эти отличия можно счесть чисто внешними и, в общем-то, неважными, потому что преподобный Сергий жил в мире, где человеческое сердце было таким же, как и сейчас. Люди враждовали и дрались, спихивали своих ближних, чтобы вскарабкаться на ступеньку выше, князья вели междоусобные брани, проливая кровь и чиня обиды и несправедливости. Люди массово переселялись с места на место, спасаясь от войн и притеснений.

Это был мир, в который пришел преподобный Сергий — и изменил его навсегда. И сегодня нам совершенно необходимо вглядеться в его образ и воззвать к его молитвам — потому что у него мы найдем ответы на те вопросы, которые стоят перед нами сейчас.

Преподобный Сергий оказал глубочайшее влияние на русскую историю; кем же он был? Правителем? Полководцем? Социальным реформатором?

Нет. Он был монахом, который совсем не ставил себе целью что-то менять в мире — он, прежде всего, искал изменить себя, освободиться от греха, общего нашей падшей природе, послужить Богу. Он удалился от шума и суеты этого мира в пустынное место, в двенадцати верстах от Радонежа, чтобы полностью посвятить себя молитве. Место было это тогда совершенно глухое. Как пишет Епифаний Премудрый, «К тому месту не было ни дорог, ни привоза ниоткуда, вокруг этой пустыни поблизости не было ни сел, ни домов, ни людей, живущих в них; не вела туда никакая тропа людская, и не было ни прохожих, ни посетителей, но вокруг со всех сторон стоял лес – безлюдная чаща и глушь»

Первоначально он подвизался вместе со своим братом, Стефаном, но тот, не выдержав трудностей отшельнической жизни, удалился в Москву, в Богоявленский монастырь.

Жизнь в уединении, действительно, не была легкой; как мы читаем в его житии, «Преподобный Сергий претерпел много нападений и скорбей от бесов, зверей и гадов. Но никто из них не прикоснулся к нему и не причинил ему вреда, потому что благодать Божия хранила его. Пусть никто не удивляется этому, зная воистину, что если Бог живет в человеке и Святой Дух почиет на нем, то все творение ему покоряется; как в древности первозданному Адаму до нарушения им заповеди Господней, так же и Сергию все покорялось, когда он жил один в пустыне»

И Бог таинственно прославил Своего подвижника. К нему, не искавшему учительства, пришли учиться; у него, избегавшего всякой власти, стали искать руководства; избегавший всякой мирской славы, он стал известен всей Руси — а сейчас и всему христианскому миру.

Какое влияние на мир может оказать человек, удалившийся от общества, погруженный в молитву и тяжелый труд? По любым мирским меркам — никакого. Но вся история Церкви показывает, что в реальности дело обстоит наоборот — именно те, кто уходят от смуты и суеты этого мира, и меняют его глубже всего. Именно монашество является силой, созидающей христианские народы. Почему это так?

Христианский подвижник становится тем, в чем более всего нуждается наш мир — Божиим присутствием в этом мире, тем, через кого совершается спасительное дело Христово. Такие люди редки; большинство людей — в том числе, большинство христиан — слишком оглушены криками и воплями этого мира, чтобы прислушаться к «веянию тихого ветра» в котором к людям говорит Бог. Большинство людей ищут устроиться в жизни по собственному разумению, а когда это приводит ко многим и бедам, пытаются поправить дело, опять же, по-своему, от чего выходит еще хуже.

И вот иногда милосердный Бог посылает в мир людей, которые готовы Его слушать — удаляться в леса и пустыни, от крика и шума, и предстоять перед Богом, полностью предаться Ему, чтобы Он действовал через них. Для каждого верующего человека должно быть очевидно, что любое добро, любое исцеление, любая помощь, которая может прийти в мир, может прийти только от Бога; и если он хочет быть в этом участником, ему нужно отложить все и искать воли Божией. Но мало кто из нас способен на это.

Преподобный Сергий оказался способен; и Бог совершил через Своего святого поистине великие и чудные дела — основание десятков обителей, множество прославленных святых, которые явились учениками Преподобного, духовное просвещение и нравственное преображение множества людей.

Сегодня мы снова живем среди вражды и кровавых усобиц. Наш мир, как и мир преподобного Сергия, раздираем человеческим грехом. Где же нам искать выхода? И преподобный Сергий показывает нам — в молитве и предстоянии пред Богом. Битва, к которой мы призваны, есть духовная битва — та же самая, которую вел Преподобный — и результаты этой битвы скажутся не только в духовном, но и в материальном мире, не только в вечности, но и в текущей исторической реальности. Бог ищет людей, которые и будут искать внутренней тишины, в которой они услышат Его голос.

pravoslavie.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *