Рембрандт «Возвращение блудного сына»

1636 год. Гравюра «Возвращение блудного сына»

Рембрандт умер в 1669 году. Ему было 63 года. Он был стар, болен и нищ. Нотариусу не пришлось тратить много времени на составление описи имущества художника. Опись была краткой: «три поношенных фуфайки, восемь носовых платков, десять беретов, принадлежности для написания картин, одна Библия».

 

В жизни Рембрандта были триумф и величие, слава и богатство, любовь и колоссальные долги, травля, банкротство, презрение, нищета. У него было много учеников, поклонников, и еще больше завистников. Его авторитет был непререкаем в пору расцвета творчества и превращен в ничто завистью коллег после разорения живописца.

Одинокий, пережившей смерть двух любимых женщин, сына, невестки, оставленный учениками, осмеянный обществом, в последний год своей жизни, он погружён в работу. Живопись для Рембрандта всегда была другим, потусторонним миром, в котором только и может существовать мысль и слово. Библейский сюжет всегда интересовал художника, как будто он находил для себя в этом не только тему для живописи, но и утешение для метущейся души.

 

Поначалу это были небольшого формата гравюры на металле на евангельские сюжеты, в которых художник экспериментировал со светом и тенью. Они могли быть как эскизами будущих картин, так и самостоятельными работами.

«Возвращение блудного сына»

Знаменитая картина «Возвращение блудного сына», одна из последних работ Рембрандта. Она была написана в год его смерти, и стала вершиной проявления его таланта. И что же еще мог написать Рембрандт кроме темы, которая рефреном звучала всю его жизнь?

Притчу о блудном сыне мы встречаем в Евангелие от Луки. Как минимум трижды за свою жизнь Рембрандт обращается к причте о блудном сыне.

1633 год «Автопортрет с Саскией»Впервые, в 1633 году в полотне «Автопортрет с Саскией на коленях». Картина была написана Рембрандтом в счастливую для него пору. Он только женился на дочери бургомистра Саскии, которую очень любил. На картине изображена нарядно одетая девушка, юная, красивая. По тем временам она ведет себя скорее фривольно, сидит на коленях у молодого человека, обнявшего ее гибкий стан. Юноша — франт, беспечный щеголь в бархатном камзоле, в шляпе с огромным страусиным пером. Он весел и доволен собой, в его руках бокал с искрящимся вином, на богато уставленном столе накрыт сытный обед. В беспечном времяпрепровождении, в упоении жизнью и человеческим счастье Рембрандт изобразил себя и свою возлюбленную.

Правда, в верхнем левом углу полотна мы видим грифельную доску. Такие доски висели обычно в тавернах и на них записывалась цена выпитого и съеденного. Не намек ли это зрителю, что за все в жизни придется платить? Перед современниками картина предстала с названием «Блудный сын в таверне» («Пир блудного сына»). В этом название прозвучали как гордая самоирония, так и бунтарство молодого художника, сделавшего вызов чопорным голландским бюргерам.

В 1636 году Рембрандт создает офорт «Блудный сын». Рука мастера выстраивает пространство: намеком дает пейзаж, без лишних подробностей изображает второстепенных персонажей и все внимание сосредоточивает на двух главных героях — отце и сыне. В коленопреклоненной фигуре оборванца, прильнувшего щекой к отцовскому халату, в его лице, изможденном испытаниями и заросшем волосами, в его почти безвольных руках и судорожно скрюченных пальцах видно раскаяние. А в отце, спешащем к сыну так, что даже башмак слетает с его ноги и трость катится по ступеням, в его сдвинутых от горечи бровях, мы читаем только любовь. Настоящую и горячую любовь переданного сердца.

 

Картина 1669 год «Возвращение блудного сына»1669 г., он лишен всего того, что ценил.  Смерть унесла его верную служанку, ставшую ему женой и матерью сироте Титусу (сыну от брака с Саскией). Чахотка поразила Титуса, единственного, кто духовно ему был по-настоящему близок.  От всех этих утрат Рембрандт как будто онемел. Несчастья обескуражили, ранили старика. Болезнь не позволяла держать кисть, и он привязывал ее к руке. Глаза отказывались видеть, и он вооружался лупой. Он продолжал творить.

Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. Краски лежат на холсте густыми мазками. Они темные. Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Внимание приковано к отцу и сыну. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. В этом лице и боль, и усталые от выплаканных слез глаза, и счастье долгожданной встречи. Сын повёрнут к нам спиной. Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. Мы не знаем, что выражает его лицо. Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. Через спокойствие этих рук, прощающих и поддерживающих, Рембрандт уже в последний раз рассказывает миру вселенскую притчу о богатстве, страстях и пороках, раскаянии и прощении. «…встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.» (Лк 15:18-21).

Много позже Ван Гог очень точно сказал о Рембрандте: «Надо умереть несколько раз, дабы так рисовать… Рембрандт проникает в тайну так глубоко, что вещает о предметах, для которых нет слов ни в каком языке. «

Автор: РОЩЕНЯ Дарья
www.foma.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *