Архимандрит Закхей (Вуд) рассказывает о своей первой встрече со старцем архимандритом Иоанном, которая произошла в августе 1991 года, когда Вуд впервые посетил Россию. Он жил тогда в Соединенных Штатах Америки, был иноком и нес послушание келейника у Блаженнейшего митрополита Феодосия.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) уже тогда имел известность во всем православном мире. И не просто известность, но был признан многими верующими духовным авторитетом. Я никогда не предполагал, что смогу увидеть его, а тем более общаться с ним и даже исповедоваться у него.
Задолго до первой личной встречи с отцом Иоанном я много слышал о нем. И не только слышал, но и даже видел его на видеопленке. К 1000-летнему юбилею Крещения Руси в России был снят фильм о Русской Православной Церкви, несколько эпизодов в нем рассказывали об архимандрите Иоанне (Крестьянине). Этот фильм каким-то непостижимым образом попал в США, и православные верующие Америки, в том числе и я, с удовольствием и даже с некоторым удивлением его посмотрели. Так что к первой встрече с отцом Иоанном внутренне я был уже готов. Но при этом, конечно же, очень волновался.
В тот памятный приезд в Россию я впервые посетил Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь и прожил там три месяца. После этого каждый год приезжал из Соединенных Штатов Америки, чтобы непременно побывать в Псково-Печерской обители. И оставался в ней когда два, когда три месяца, чтобы укрепиться духовно.
Был август, когда я приехал в монастырь с твердым намерением встретить здесь праздник Успения Пресвятой Богородицы.
Не помню подробностей той первой встречи. Наверное, тогда для меня было не самым важным запоминать, как посмотрел на меня отец Иоанн, как он сидел, что при этом делал. В памяти осталось главное — доброта и умиротворенность, которые исходили от него. Я сразу же, с первого мгновения, полюбил его и понял: этот человек имеет на себе благодать Божию. Не заметить этого было невозможно.
В то время к нему приезжало очень много народа, отец Иоанн обычно принимал у себя в келье. Меня он тоже встретил в своей келье. Я по-русски говорил очень плохо и потому сильно волновался: смогу ли донести до батюшки все, что должен сказать? Пойму ли то, что посоветует мне старец? Но все мои волнения оказались напрасными.
За три месяца, проведенные в обители, я имел возможность часто встречаться и беседовать с отцом Иоанном. Мне выпадало счастье иногда даже прогуляться вместе с ним. Это были не просто прогулки: они сопровождались беседами, в которых важными для меня были каждая фраза, каждое слово, сказанные старцем. Рядом с ним всегда ощущалась благодать Божия, не покидала уверенность, что ты находишься под невидимой защитой, что с тобой ничего плохого не произойдет. Около батюшки было спокойно, тепло и радостно.
Будучи около него, всегда осознавал себя человеком грешным, недостойным даже находиться в его келье. Но несмотря на это, одновременно понимал, что рядом с тобой — родной отец, который любит тебя, невзирая на твои грехи, он благословляет и утешает. Бывает так, что у человека имеются какие-то проступки, в которых он стесняется признаться священнику из чувства стыда. С отцом Иоанном все было по-другому. Как только оступался, сразу же хотелось побыстрее добраться до батюшки и принести покаяние. Бывали случаи, когда я еще не успевал высказать до конца все, что хотел донести до старца, а он уже давал мне совет.
Каждая встреча с архимандритом Иоанном (Крестьянкиным) оставляла в душе яркие, глубокие впечатления, они не меркли со временем. И если какое-то слово или фраза, сказанные батюшкой во время беседы, и забывались, то в нужный момент, в какой-то непростой ситуации они непременно всплывали в памяти. Словно подсказка от него самого, как следует себя вести.
Я всегда ощущал силу молитвы архимандрита Иоанна, даже если он был далеко. Решение переехать в Россию, служить здесь или нести какие-то другие послушания я принимал с благословения батюшки.
Был ли он моим духовником? Я не постоянно жил около него, а приезжал один-два раза в год попросить совета или избавиться от того груза, который накопил. Думаю, будет гордыней с моей стороны сказать, что отец Иоанн (Крестьянкин) был моим духовником. Но непререкаемым духовным авторитетом он для меня был бесспорно. Впрочем, не только для меня.
Я знаю людей, которые никогда лично не встречались с отцом Иоанном. Но через его книги, через его письма, которые широко известны среди православных верующих не только в России, но и в других странах, они считают батюшку своим наставником. Он имел дух истины. За бескорыстное служение Святой Православной Церкви, за его личный подвиг любви Господь наградил отца Иоанна великим духовным даром.
С 1991 по 1997 год я приезжал в Успенский Псково-Печерский монастырь каждое лето, а с 1998 по 2001 год, к сожалению, реже. А если и находился далеко от этого святого места, все равно ощущал молитвы старца обо мне, его духовную поддержку. Даже тогда, когда уезжал в Америку и между нами были расстояния в тысячи и тысячи километров и мне вдруг становилось тяжело, я звонил в Псково-Печерский монастырь келейнику отца Иоанна (отцу Филарету) и просил, чтобы батюшка помолился обо мне. И всегда ощущал, что он рядом.
В Россию я переехал в 2001 году. Первое время жил в Сретенском монастыре, он раньше был подворьем Псково-Печерской обители. У меня появилась возможность чаще бывать в Печорах: связь с ними была тесной. Когда же меня назначили настоятелем храма Святой великомученицы Екатерины на Всполье и представителем здесь, в России, Православной Церкви в Америке, мои новые послушания потребовали от меня много времени. Но всякий раз, когда становилось трудно, я обязательно уезжал к отцу Иоанну за помощью и советом или же звонил старцу. Практически ни одно сложное решение я не принял без его благословения.
Перед многими из православных верующих встает сейчас такой вопрос: с кончиной отца Иоанна Церковь потеряла такого великого старца или же, наоборот, все мы приобрели еще одного предстателя пред Господом за всех нас?
После ухода архимандрита Иоанна (Крестьянкина) все мы глубоко скорбим, и это естественно. Мы печалимся, потому что отныне у нас нет возможности поехать к нему, попросить совета, излить перед ним душу, получить его благословение, увидеть его улыбку, помолиться вместе с ним. Но мы понимаем: он с нами, мы все время ощущаем его молитвенное присутствие. Поэтому у нас не должно быть грусти и печали, мы должны радоваться, что теперь у нас есть еще один молитвенник перед Господом там, на Небесах.
Удивительно: архимандрит Иоанн, живя в монастыре и будучи огражден от суеты мира, был в курсе всего, что происходило за стенами обители. Вспомним, хотя бы долгие и жаркие дискуссии вокруг ИНН. Принимать или не принимать индивидуальный номер — одно время казалось, что важнее проблемы в православном сообществе нет. Но и в этом вопросе старец сказал свое веское слово. Конечно, это благодать от Господа — знать все то, что касается жизни простых людей, живущих за оградой храмов. Это чудо нашей православной веры: ответ на любой вопрос мы можем найти в творениях святых отцов. Они жили много веков назад, но истины, о которых они говорили и писали тогда, не меняются до наших дней. Несмотря на то, где живет человек: в монастыре или в большом городе. Отец Иоанн тоже обладал такой истиной, и поэтому он мог отвечать на все вопросы, которые, как кажется иногда нам, напрямую его не касались. Это тоже свидетельствует о его настоящем православии, о его глубокой духовной жизни.
Старцы, такие, как архимандрит Иоанн, — это избранники, которые помогают народу идти к Господу. Если конечный пункт дороги приводит не к Богу, а к старцу, — это духовно опасно. Если же после прихода к старцу продолжается дорога к Спасителю, то это правильный путь. Такие старцы, как архимандрит Иоанн (Крестьянкин), как архимандрит Кирилл (Павлов), как протоиерей Николай Гурьянов с острова Залит, никогда не принимали личного почитания, они считали себя недостойными этого. Культ старчества (а его можно наблюдать среди некоторой части верующих) — опасное заблуждение.
Отец Иоанн, когда у него был день ангела, старался укрыться от людских глаз и даже иногда покидал территорию монастыря, чтобы избежать в этот день излишнего внимания к себе. Когда батюшка давал мне какой-то совет, он никогда не говорил: ты должен делать так или так. Он наставлял, помогал, направлял, то есть делал все для того, чтобы я сам осознал, почему именно так надо решать свой вопрос. Его советы были мягкими, добрыми, отеческими. Он подводил к ответу своим опытом. Но если он говорил «нет», то всегда объяснял, почему он запрещает что-то делать. Я говорю, конечно же, исходя из опыта только своего личного общения с отцом Иоанном. После беседы с ним я всегда уходил утешенным и с убеждением, что сказанное батюшкой — это не его воля, а воля Всевышнего. Он сделал себя прозрачным, чтобы люди через него видели Бога.
В каждом поколении были и будут старцы. Но только лишь в том случае, если мы будем достойны принимать и видеть их. Отец Иоанн был великим старцем и духоносным священником. Но мы не можем говорить, что он был последним старцем на Святой Руси. Иначе мы должны признаться в том, что не верим в Промысл Божий над нами. Господь никогда не оставляет нас. Поскольку мир продолжает существовать, это означает, что Господь еще терпит нас. Поэтому Он будет посылать нам молитвенников, наставников, старцев, от которых мы будем получать духовное утешение и советы.
Архимандрит Закхей (Вуд)
www.pravoslavie.ru