Зарождение монашества

Встреча Святого Антония и Павла  Фивейского (коптская икона)Безводные пески пустынь не дарят ощущение дома. В пустыне ты бесприютен, в её каменной земле нельзя пустить корни и разрастись вширь. Человек здесь — лишь путник, знающий свою цель и под палящим зноем одолевающий расстояние.

Однако всегда находились те, кто покидал благоустроенные города и приходил в пустынные места, где царствует смерть и диавол. Эти люди знали, что жизнь человеческая сродни странствию в пустыне, цель которого — далеко за горизонтом. «Раздав всё» и следуя за Христом, Который победил смерть, они побеждали диавола. Они постились, воздерживались, подчиняли свою волю наставнику — и им были послушны дикие звери пустыни.

Преподобные Антоний Великий и Павел Фивейский.

Первыми отшельниками в истории христианства были египтяне. Страна, тысячелетиями искавшая бессмертия, подарила миру монашество. Пустыня отвоевала себе девяносто пять процентов территории нынешнего Египта. Солнце высушило не только плодородные саванны с озёрами и реками. Под его лучами на протяжении веков иссушались страсти и расцветали добродетели тех, кто желал совершенства. Воссияв из недр Африки, монашеская жизнь распространилась по всему миру — в Палестину и Ливан, на святую гору Афон и на просторы русского Севера… Зарождалось же монашество одновременно в трёх разных очагах египетской пустыни.

Отцом монахов называют преподобного Антония Великого. Он не был первым пустынножителем, не был и старшим. Но именно в его заветах и наставлениях монашество обрело определённые формы. Святой родился в Египте в 250 году в богатой египетской семье. После смерти родителей он раздал имение нищим и затворился в гробнице, высеченной в скалах, где вёл жесточайшую борьбу с диаволом. Всем знаком живописный сюжет «Искушение святого Антония»: избитый и израненный полчищами бесов, святой ни в чём не уступил врагу. За его терпение и усердие Господь пообещал быть с ним везде и всегда — и был верен Своему слову.

Преподобный переплыл Нил и поселился на его восточном берегу. Двадцать лет он провёл в затворе: в подвигах сурового поста и молитвы юноша превратился в просветлённого старца. Но и в затворе он не избежал славы. Выйдя из укрытия, Антоний стал наставником других отшельников. Позже, дав им устав монашеской жизни, преподобный ушёл на берег Красного моря, где поселился в уединённой пещерке на склоне горы.

В четвёртом веке гонения языческих императоров волнами накрывали Египет. Пустыня тогда приняла и укрыла многих христиан. Но когда другие спасались бегством, Антоний с учениками открыто явился в Александрию, чтобы укрепить мучеников и умереть за Христа. Однако Бог хранил святого — гонители будто не замечали его. В другой раз он приходил в столицу в 338 году, чтобы поддержать Александрийского архиепископа Афанасия Великого в борьбе с арианами. По свидетельству Афанасия, появившись в столице, одним своим исповеданием Православия преподобный Антоний обратил большее количество язычников, чем в иное время обращалось за год. Известно, что и сам Афанасий Великий подолгу жил в пустыне у преподобного, скрываясь от преследований и учась аскезе. Он и написал житие наставника.

Антоний Великий скончался в 356 году ста пяти лет отроду. Сам Господь являлся беседовать с преподобным, и даже побеждённый им диавол приходил жаловаться Антонию, что нигде ему нет места — везде теперь христиане, и даже пустыня, его исконное царство, наполнилась монахами. Ученики преподобного разнесли его наставления по всем концам Египта, и едва ли не каждый святой того времени начинал свой путь с благословения Антония. Самому же авве однажды было откровение, что за горной грядой подвизается старец, превзошедший его в совершенстве. Этим святым старцем был Павел Фивейский. Встречу святых трогательно описывает житие Антония. Однако, как нередко бывает в этой жизни, за долгожданной встречей следует разлука — Господь открыл Антонию Павла перед самой кончиной последнего. Когда Антоний оплакивал почившего собрата и недоумевал, как ему похоронить Павла в жёсткой каменистой земле, из глубины пустыни пришли два льва и вырыли могилу своими лапами. С этими львами Павла, старейшего из пустынников, изображают на иконах. Ещё один спутник преподобного — ворон, семьдесят четыре года питавший его хлебом.

На месте подвига Павла Фивейского выстроен монастырь. Прославленный монастырь святого Антония вблизи его пещерки также возник уже после смерти святого.

 * * *

Монашеские подвиги такие же разные, как и люди. Антоний был отшельником, затворником, по необходимости вышедшим к людям. Таких, как он, зовут ещё красивым греческим словом «анахорет». Но миру более известна другая форма монашества — общежитие, киновия. История общежительного монашества ведёт отсчёт от тавеннских монастырей Пахомия Великого (286–346 гг.). Рождённый язычниками, Пахомий с детства «не вписывался» в языческое благочестие; его присутствия не выносили жрецы, и родители переживали, что их ребёнок «не угоден богам». Крестился Пахомий после воинской службы и, горя новой верой, ушёл служить Господу в Фиваидскую пустыню.

Монастырь преподобного Антония ВеликогоСперва он подвизался под началом старца Палемона, но за годы вокруг Пахомия выросло целое монашеское государство — 9 общежительных монастырей (первый из них был создан в 318 году). Трудно поверить, что здесь одновременно подвизалось до 15 тысяч монахов, и при этом среди них не было духовенства. Пахомий и себя счёл не достойным священного сана. Всё в обителях было устроено таким образом, что каждый инок был в подчинении у другого, но никто не имел полноты власти. Жизнью монахов здесь были молитва и труд, труд и молитва. Все монастыри подчинялись Пахомию, который был для братии и отцом, и матерью. Преподобный день и ночь трудился, работал более всех, никогда не позволял себе взять ни единой вещи без благословения ответственного брата; с благодарностью внимал наставлениям даже от младших. Таким образом братии прививались две главные добродетели, без которых нет монаха: послушание и нестяжательность. В борьбе с тщеславием преподобный не чуждался и крайних мер. Так, выстроив красивую украшенную церковь в одном из монастырей, старец испытал огромную радость. Опасаясь, не является ли эта радость плодом суетного тщеславия, Пахомий приказал разрушить колонны и убрать все украшения.

 * * *

Третьей колыбелью монашества стала обширная Нитрийская пустыня, расположенная южнее Александрии. Основателем иноческой жизни в Нитрии был преподобный Аммон, наставляемый Антонием Великим. Под его началом спасалось множество монашеских общин. Иноки жили отдельно и лишь по субботам и воскресеньям собирались в храм на службу — причаститься и послушать поучения старцев.

Со временем желавшие уединения основали поселения пустыни Келлий (на запад от столицы) и стали обживать самую суровую пустыню Скита (южнее Нитрии). Знакомое нам слово «скит» — малочисленное монашеское поселение вдали от цивилизации — обязано происхождением коптскому селению Шихет, давшему впоследствии имя пустыне Скита.

К концу IV века число пустынножителей Скита достигало пяти тысяч. Они имели общую церковь, куда сходились в субботу и воскресенье. Интересно, что среди монахов не было священников. В то время христиане делились на мирян и клириков, и поначалу монашество считалось движением мирян. Потому в храме служило духовенство ближайшего города — Гелиополиса. Иноки кормились самостоятельно, их трудом было плетение рогож и корзин.

Монастырь преподобного Павла ФивейскогоОтцом скитской жизни стал ученик и преемник преподобного Антония — Макарий Великий. Макарий творил множество чудес, по его молитве Господь воскрешал мёртвых. Лицо его излучало такой свет, что в темноте светилось. О жизни его учеников красноречиво свидетельствует одна история. Однажды Макарию прислали свежую виноградную гроздь. Он отослал гостинец больному брату. Тот принял дар и очень обрадовался, но отправил сочные плоды другому брату, сделав вид, что не переносит пищу. Третий монах поступил так же, хотя и сам очень хотел попробовать виноград. Итак, очень многим инокам попадал он в руки. Последний, взяв дар, вновь послал его Макарию, желая порадовать наставника. Святой узнал гроздь и возблагодарил Бога за воздержание братии. Сам он так и не дотронулся до винограда.

В честь святого был основан монастырь Анба Макар — на месте церкви, построенной самим подвижником (она сохранилась до сих пор). Сегодня в этом монастыре почивают его нетленные мощи.

Преподобный Макарий Великий известен нам также под именем Макария Египетского. А вот преподобная Мария Египетская, удивительная святая, прошедшая путь от бездн греха к высотам святости, хоть и была родом из египетского города Александрии, но подвиг свой совершала в пустыне Палестины.

 * * *

Молитва за мир теплилась в египетской пустыне даже в годы самых жестоких гонений. С середины XIX века в монастырях началось возрождение отеческих традиций. И хотя пустыня уже пронизана автомагистралями, а храмы IV века соседствуют с современными жилыми корпусами, дух монашества, дух любви ощутимо жив здесь и сегодня.

Екатерина Ткачёва
otrok-ua.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *