Грех закрывает душу человека от благодати Святого Духа

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Троицкую Сергиеву лавру. В Успенском соборе Предстоятель совершил Божественную литургию, по её окончании он обратился с Первосвятительским словом.

* * *

Дорогие отцы, братья и сестры, вы помните отрывок из Евангелия, рассказывающий о посещении Христа Спасителя одним из тайных учеников — Никодимом, который был членом Синедриона, то есть одним из старейшин, и потому не мог открыто встречаться с Господом Иисусом Христом, а посещал Его тайно. Мы не знаем о всех этих встречах и о всех беседах, но одна запечатлена замечательным образом святым евангелистом Иоанном Богословом. Обращаясь к Никодиму, Спаситель произносит ключевые, очень важные слова «Истинно, истинно говорю тебе: никто, кто не рожден водою и Духом, не может войти в Царствие Божие» (см. Ин. 3:5).

Господь имел в виду, конечно, совершение Таинства Крещения, но не только. Святой Василий Великий, размышляя на тему Святого Духа и Его значения для жизни всей вселенной, замечательно говорит о том, что именно Святой Дух является источником, то есть причиной жизни вечной.

Каждый на собственном опыте знает: для того чтобы существовало нечто живое, должна быть энергия. Человек умирает, если не вкушает пищи, если не получает извне энергию. Земля умрет, если потухнет солнце, которое сообщает энергию земле. Благодаря этой солнечной энергии существует все живое на нашей планете. И в масштабах космоса, в масштабах всего творения необходим источник энергии для физического существования.

Устроение мира учит нас тому, что только при наличии некоего внешнего источника энергии может существовать жизнь, может существовать космос и все творение Божие. И если мы говорим о бессмертной жизни человеческой души, то и для такой жизни необходим внешний источник энергии, потому что сам в себе человек таковой энергии не содержит. Если бы не внешнее воздействие, то человек не мог бы жить не только физически, но и душа его умирала бы вместе со смертью тела.

Святой Василий Великий говорит нам о том, что источником этой энергии для человеческой души является благодать Святого Духа, то есть энергия Самого Бога. Святым Духом мы живем, жива наша душа. Именно поэтому без Святого Духа душа человека не только не может войти в Царствие Божие после смерти, но и существовать не сможет.

Есть много способов у человека отказаться от источника внешней энергии. Человек может отказаться от пищи. Мы знаем, что это иногда бывает — либо когда человек заболевает душевной болезнью, либо когда он, стремясь достичь какой-то цели через воздействие на окружающих, добровольно отказывается от пищи. И нередко такой отказ от пищи приводит к смерти.

Мы можем отказаться и от того, чтобы принимать внешнюю энергию солнца. Мы можем загородиться бетонными стенами, мы можем зарыться в землю, мы можем уйти от этого внешнего источника энергии, и если будет так, мы долго не проживем. По этой же аналогии можно судить о том, насколько человек способен огородить себя от энергии Святого Духа.

Размышляя на эту тему, святитель Василий Великий говорит, что человеческие страсти так же делают душу неспособной принять благодать Святого Духа, как больной глаз не способен принять солнечный свет. Это сравнение очень точное и очень правильно описывающее роль человека в спасении. Своей силой человек спастись не может — только Святой Дух спасает человека и вводит его бессмертную душу в Божественное царство. Но подобно тому как мы можем отказаться от пищи, как можем зарыться в пещеру или отгородить себя от лучей солнечного света, так своими страстями и своим грехом мы можем закрыть душу от воздействия благодати Святого Духа и тогда — никакого Божественного царства, никакой жизни души.

То, что описывает святитель Василий Великий на греческом языке, обозначается словом «синергия», то есть совместная энергия, совместное действие Бога и человека. Дело спасения — это дело Божие, ибо без силы Святого Духа не может жить и тем более спасаться душа. А человек свободно участвует в этом процессе, либо открывая свою душу навстречу Божественной благодати, либо ее закрывая. В этой синергии гармонично сочетается Божественное всемогущество и человеческая свобода, возможность выбирать и сила Божественного промышления.

Сегодняшние слова Евангелия от Иоанна открывают перед нами тайну нашего спасения, которая усвояется нами, в том числе, посредством святоотеческой мудрости. И для нас, людей, живущих в XXIвеке, это жизненно важное свидетельство, потому что ничего подобного мы больше нигде не услышим, ни в одной школе нас этому не научат, кроме школ духовных. Нас мало кто из светских авторитетов может этому научить — этому нас учит слово Божие. И как важно сохранить для нас эту связь с Божественным словом, как важно питаться мудростью Божественного откровения, ибо только через эту мудрость мы можем открыть для себя путь ко спасению.

Наученные сегодняшним евангельским чтением, мы будем шествовать по жизненному пути, стараясь открывать душу свою навстречу действию Божественной благодати, помня, что только Дух животворящий и является источником жизни вечной. Аминь.

www.pravmir.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *