Литургия: Общее дело благодарения (1)

Переходим к самому главному в жизни Церкви — Божественной литургии. Это не просто главная служба; литургия — это таинственная жизнь Церкви, ее альфа и омега — начало и конец. По сути, литургия — это явление в нашем мире Царства Божия как конечной цели бытия Церкви.

Общее дело благодарения

Все прочие службы суточного круга являются подготовкой верующих к главному общему делу (по-гречески — «литургия») церковной общины. В службах вечерни и утрени последовательно выражается ожидание и предощущение пришествия Спасителя, покаянное устремление к Богу, единство Небесной и земной частей Церкви и, наконец, славословие, поклонение пришедшему «на запад солнца» Христу. Во время же литургии посреди молящихся является Сам Христос, для того чтобы преподать Себя верующим и совершить самое главное Таинство Церкви — Причащение.

Литургия является важнейшим событием и в жизни каждого христианина, и в жизни Церкви, и в судьбах всего мира. Во-первых, потому, что участвуя в ней, мы вступаем в таинственное общение со Христом. Господь очень определенно сказал о смысле Причащения: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6, 53-56). Из этих слов Христа следует, что тот, кто, имея возможность бывать на литургии, долгое время не причащается, добровольно отлучает себя от Бога — источника жизни. Поэтому, например, в древней Церкви было немыслимо присутствовать на литургии и не причащаться. Жизнь первых христиан была настолько наполнена присутствием Христа, что Причащение Святых Таин понималось как единственно возможное завершение литургии, как существенная необходимость для духовной и телесной жизни. Священномученик Игнатий Богоносец называет Тело и Кровь «лекарством бессмертия, противоядием, чтобы не умереть».

Во-вторых, во время Таинства Причащения осуществляется замысел Бога о спасении верующих во Христа: созидание Церкви и примирение человека с Богом. Все причащающиеся христиане соединяются в одно Тело Христово (1 Кор. 12, 27). Собрание (общество) верующих становится Церковью всякий раз, когда собирается в православном храме для служения Божественной литургии и Причащения.

В-третьих, на литургии мы всякий раз становимся не только свидетелями Крестной смерти Христовой и причастниками Его Воскресения, но и наследниками Жизни Вечной, Царства Небесного еще здесь, на земле. Глава Церкви — Христос — приходит и таинственно, но ощутимо освящает Своим присутствием всех верных (причащающихся), через них преображая весь мир, все творение, поскольку все Им стоит (Кол. 1, 17). Своей литургической жизнью Церковь обновляет мир, как об этом говорит апостол Павел: кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое (2 Кор. 5, 17).

Другое название литургии — Евхаристия, что по-гречески значит «благодарение». В нем раскрывается основное содержание литургической (общественной) молитвы Церкви. Совершая литургию, мы благодарим Бога за сотворение мира и наше избавление от уз греха, все явные и неявные для нас благодеяния, а главным образом, за то, что Господь, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога и сделал совершенными освящаемых (Евр. 10, 12, 14).

Проще говоря, литургия, или Евхаристия,— это соединение всего, что необходимо человеку для жизни в молитвенном предстоянии перед Богом, благоговейное созерцание страшной бескровной Жертвы Христовой, приносимой за грехи всего мира и каждого человека. Эта общая молитва благодарения дополняется славословием Бога, слушанием Его учения о Царстве Небесном, молитвами прошения о нуждах Церкви, мира и каждого христианина. Подготовив себя к причащению покаянием и глубоко молитвенно переживая совершающуюся литургическую драму — Крестную Жертву Спасителя, «верующий делается способным устремляться всем умом и всем своим сердцем к Богу, в литургийных хвалениях, благодарениях и благожелательных прошениях о даровании всем членам Церкви и всему человечеству различных Божиих дарований» [1].

«В воспоминание Господа и Бога…»

В современной богослужебной практике Божественной литургии предшествует чтение третьего и шестого часа. Это обусловлено не только существующей схемой соединения служб суточного круга, но и вызвано их литургическим смыслом. Так, во время чтения третьего часа мы призываемся вспоминать о суде над Христом у Пилата, поругании и заушении Спасителя, а также о сошествии Святого Духа на апостолов в Иерусалиме в третий час дня. Причем тропарь третьего часа входит в самую важную часть литургии, и мы будем впоследствии разбирать его отдельно. При совершении шестого часа мы должны, слушая псалмы и молитвы, размышлять о том, как Спаситель был веден на Голгофу, как совершилось Распятие Христа, и сделалась тьма по всей земли(Лк. 23, 44). Помня о таком значении часов, во время их совершения не следует праздно сидеть в храме, надо стараться подготовить свои мысли и чувства к предстоящему явлению перед нами непостижимой глубины Божественной любви. Пока читаются третий и шестой час, допускается ставить свечи перед иконами, оформлять записки о здравии и об упокоении, но ни в коем случае не следует приветствовать друг друга в храме или рассказывать последние новости стоящим рядом знакомым.

Непосредственно перед чтением третьего и шестого часа, которое начинается приблизительно за двадцать минут до начала литургии, совершаются так называемые входные молитвы. Все духовенство, подготовившееся к служению Божественной литургии, ставши перед Царскими вратами иконостаса, вполголоса молится о том, чтобы Господь, несмотря на человеческое недостоинство и немощи, укрепил их Своей восполняющей помощью к совершению «бескровного священнодействия». Затем все служащие заходят в алтарь, поклоняются перед престолом, целуют напрестольный Крест и приступают к облачению в священные одежды. Обычно после этого священник возгласом из алтаря благословляет начало чтения часов и приступает к совершению проскомидии.

Проскомидия совершается в алтаре невидимо для прихожан и как бы сокрыто от всего мира. На ней подготавливается хлеб и вино для совершения литургии. Это одновременно воспоминание и о Рождестве Спасителя в вифлеемской пещере, и о Его Крестной смерти. Также на проскомидии поминается вся Церковь — Небесная и земная. Божия Матерь, ангелы и святые объединяются вокруг Христа вместе с живущими на земле и уже отошедшими в вечность христианами. В самом начале проскомидии священник произносит первые слова литургии, из которых становится понятно, почему мы имеем дерзновение приступать к этому служению. Благословляя просфору, из которой будет вырезан Агнец для принесения Бескровной Жертвы, он говорит: «В воспоминание Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа». Основанием для такого утверждения служат слова Спасителя сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19), сказанные Им на Тайной вечере во время установления Таинства Причащения.

В чем же заключается воспоминание Господа, осуществляемое нами на литургии? Вот что об этом говорит один из лучших толкователей литургии святой Николай Кавасила: «Вспоминаем то, что, по-видимому, служит признаком немощи,— крест, страдания, смерть: вот на чем Он повелел нам останавливаться при воспоминании о Нем… Какое же основание тому, что Он напоминает не о чудесах, а о страданиях? То, что последние необходимее первых, судя по тому, что они составляют причину нашего спасения и без них невозможно было бы для человека и воскресение…» [2].

«Время сотворити Господеви…»

Когда подходит время начала собственно литургии, священник читает перед престолом начальные молитвы и благословляет диакона на служение. При этом диакон произносит: «Время сотворите Господеви, владыко благослови». Действительно, наступает время, в течение которого мы не просто заглядываем в вечность, а сами становимся причастниками жизни вечной. Мы счастливы уже тем, что Бог благоволил дать нам жизнь (бытие) в то время, когда совершается Его Новый Завет — наше спасение, когда на земле происходит то, на что не смеют взирать ангелы на небесах. Но это только начало: вот, диакон выходит из алтаря и перед Царскими вратами торжественно просит священника благословить явно для всех присутствующих начало литургии. И в ответ из алтаря слышится провозглашение Царства Божия; священник произносит вслух: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков». Славословие — высшая форма молитвы, в которой человек как бы забывает самого себя и устремляет все силы своей души к восхвалению, прославлению Творца. Услышав произнесенное священником начальное благословение, церковная община, от имени которой выступает хор, присоединяется к прославлению Царства Божия пением «Аминь», что означает «истинно так».

Ничто уже не удерживает церковный корабль, направляющийся в блаженную вечность, тем более что полученное благословение «указывает и провозглашает направление и конечную цель движения, которое теперь начинается… Мы уже оставили мир со всеми его земными заботами и поднимаемся, следуя за Христом в Его вечном движении из этого мира к Своему Отцу» [3].

________

  1. Епископ Вениамин (Милов). Чтения по Литургическому Богословию. 
  2. Св. Николай Кавасила. Изъяснение Божественной литургии. 
  3. Протопресвитер Александр Шмеман. Литургия и жизнь. 

 

Иеромонах Дорофей (Баранов)
www.eparhia-saratov.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *