Литургия: Благословенно Царство… (2)

Начало литургии полагает возглас предстоятеля «Благословенно Царство…», указующий на смысл и цель совершения литургии — переход Церкви в Царство Отца, и Сына, и Святого Духа. Литургия состоит из нескольких частей, между которыми можно провести четкую границу. Это литургия оглашенных и литургия верных. Литургия оглашенных содержит воспоминание о выходе Христа на общественную проповедь и о самой проповеди Евангелия. Свое название она получила от древней практики оглашения, то есть научения основам веры, готовящихся принять Крещение. Поэтому первая часть Божественной литургии (от мирной ектении до чтения Евангелия) носит в основном учительный характер. На литургии верных совершается собственно Евхаристия и Причащение Святых Христовых Таин. Это уже таинственная часть литургии, начинающаяся пением Херувимской песни и заканчивающаяся причащением духовенства и народа. Теперь мы приступим к последовательному изложению порядка литургии оглашенных.

«Иже общия сия и согласныя даровавый нам молитвы…»

Сразу же после торжественного начального возгласа литургии диакон начинает возглашение мирной ектении. Она в данном случае ничем не отличается от тех, что произносятся в начале вечерни и утрени. В то время когда молящиеся в храме во главе с диаконом молятся о «мире всего мира», о нуждах всей Церкви и каждого человека, священник, стоя перед престолом, начинает чтение тайных молитв.

Особо необходимо сказать о важности молитвенного единства всех участников литургии — священников и мирян. Существует ошибочное мнение, что духовенство служит литургию, а народ в храме, хотя и пребывает в молитве, но несколько отстраненно от находящихся в алтаре священников. Это, конечно же, не так. Евхаристия — это самое полное выражение общности Церкви, ее единства, когда после совместной молитвы, как главного, общего дела верующих, они соединяются в одно единое Тело Христово. Поэтому с древности сложилось представление о литургии как о совместном молитвенном предстоянии пред Богом, в котором молитва народа не просто дополняет молитву священника, а соучаствует в ней как неотделимая часть. В каком-то смысле все верные христиане, присутствующие на литургии, являются сослужителями, активными участниками Евхаристии, а не зрителями, ожидающими окончания независящего от них действия.

В современной богослужебной практике сложилось так, что служащее духовенство все священнические молитвы литургии читает в алтаре тайно, или же вполголоса. Однако в тайных молитвах, читаемых на литургии оглашенных, речь идет именно о единодушном предстоянии всех перед Богом. Например, третья тайная молитва начинается словами: «Иже общия сия и согласныя даровавый нам молитвы», то есть священник обращается к Богу со словами: «Господи, даровавший нам возможность молиться единодушно». Далее указывается основание для такого утверждения: «Иже и двема, или трем, согласующимся о имени Твоем, прошения подати обещавый», что значит: «Ты, Господи, обещал исполнить прошения двух или трех собравшихся ради Тебя» (ср.: Мф. 18, 19, 20). Таким образом, священник молится не только от своего имени, но и от лица всех находящихся на службе христиан. Он является их предстоятелем (поэтому очень важно, чтобы во время молитвы все были внимательны и обращены в одном направлении), его устами выражается желание всей Церкви, собравшейся («согласующейся») на общую молитву.

Молящийся в храме народ слышит из алтаря только возгласы священника, которые на слух завершают очередную ектению, а по сути являются окончанием священнической тайной молитвы. Заметно, что вся служба литургии проходит в своеобразном диалоге между священником, диаконом и молящимся в храме народом, от имени которого выступает хор. Так, на призыв диакона к молитве во время ектении «Господу помолимся», народ (хор) отвечает: «Господи, помилуй». А священник, завершая общую молитву ектении, а также собственную тайную молитву, ставит как бы некую словесную печать — возглас, прославляющий Пресвятую Троицу, поскольку все Ее Лица участвуют в деле спасения человека.

«Благослови, душе моя, Господа»

По завершении мирной ектении начинается торжественное пение — антифоны. Перевести греческое слово «антифон» можно как «возглашение (чего-либо) друг напротив друга». Родилось такое название из способа исполнения антифонов, когда попеременно, то один хор (на правом клиросе), то другой (на левом клиросе) исполняют какие-либо песнопения. В этом смысле антифонами можно назвать любое попеременное пение на службе, но более всего такое наименование усвоилось исполняемым в начале литургии отрывкам из псалмов. Надо сделать оговорку, что в большинстве храмов в наше время поет только один хор, поэтому исполнение антифонов не соответствует их историческому названию, что, конечно же, не умаляет из значимости на службе.

Антифоны относятся к изменяемым частям Божественной литургии и бывают трех видов, в зависимости от степени праздничности богослужебного дня. Если совершается простая вседневная служба, и нет предпразднства или попразднства какого-либо праздника, то поются вседневные антифоны, содержащие стихи из 91-го и 92-го псалмов, а также особые к ним припевы. К сожалению, звучат вседневные антифоны в храмах крайне редко, по причине большого количества празднуемых святых, которым назначаются службы выше вседневной.

Чаще всего исполняются так называемые изобразительные антифоны («Благослови, душе моя, Господа…», «Хвали, душе моя, Господа…»), поэтому они наиболее знакомы верующему человеку. Исполняются изобразительные во все дни, когда не положены будничные антифоны и нет Господского двунадесятого праздника. В их состав входит содержание 102-го и 145-го псалмов и евангельские заповеди блаженств вместе с тропарями текущего богослужебного дня. Само название — изобразительные — указывает на их содержание: мы прославляем Бога и дарованное Им Царство Небесное через изображение, или воспоминание, Его благодеяний. Интересно отметить, что в древней Церкви антифоны пелись верующими еще на пути в храм: таким образом напоминая себе о бесчисленных милостях Божиих человеческому роду, они готовились к молитве на литургии.

Третий и последний вид антифонов — это особые праздничные антифоны. Они поются только на Господские праздники — Рождество Христово, Богоявление, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Пасху, Вознесение, Троицу и Воздвижение — и состоят из соответствующих смыслу праздника отрывков из псалмов или пророчеств, со своими припевами, а вместо заповедей блаженств поется повторяющийся тропарь праздника с подобранными по смыслу стихами.

Всего антифонов поется на литургии три и отделяются они один от другого малыми ектениями «Паки и паки…». После второго антифона и перед пением третьего звучит совершенно особое, неизменяемое в течение всего богослужебного года, песнопение «Единородный Сыне».

«Един сый Святыя Троицы…»

Песнопение «Единородный Сыне» появилось в составе литургии в ответ на потрясавшие Церковь с IV по VII века споры по поводу Богочеловечества Христа. Сначала святые отцы Первого Вселенского Собора сформулировали в Никейском Символе веры учение Церкви о Божестве Иисуса Христа, Его единосущии Богу-Отцу и воплощении, вочеловечении для нашего спасения. Затем в литургию, как самое главное христианское богослужение, стали добавляться песнопения и молитвы, носящие характер исповедания, выражающие правую веру Церкви. Это и понятно, поскольку молитва и вера связаны воедино. В православном представлении вера выражается в первую очередь в молитве. Песнопение-молитва «Единородный Сыне» предшествует входу с Евангелием, который в свою очередь изображает (о чем мы будем подробно говорить в следующем выпуске) выход Христа на проповедь. Поэтому-то христиане как бы напоминают сами себе посредством пения «Единородый Сыне» о том, Кто изволил явиться в мир «спасения нашего ради» и воплощением «от Святыя Девы Марии, непреложно вочеловечивыйся», через распятие на Кресте «смертию смерть поправый, Един сый Святыя Троицы…».

После «Единородый Сыне» снова произносится малая ектения, затем возглас священника, по завершении которого отверзаются Царские врата. Начинается вход с Евангелием. Поскольку он символизирует явление Самого Спасителя, то заканчивается литургическое пение ветхозаветных текстов (псалмов и пророчеств), как в первом и втором антифонах, и «с сей минуты мы поем то, что относится к Новому Завету», поскольку «с явлением Евангелия пророчества прекращаются» [1]. Чаще всего поются так называемые Блаженны, входящие в состав изобразительных антифонов. Они представляют собой новозаветные стихи — заповеди блаженств (Мф. 5, 3-12), чередующиеся тропарями, прославляющими Господа, Божию Матерь или празднуемых святых. Таким образом, вспоминая евангельский закон, события новозаветной истории или жизнь святых угодников Божиих, мы настраиваемся на заключительную часть литургии оглашенных — явление в мир Спасителя и слушание Его учения о Царстве Небесном.

______________
[1]Св. Николай Кавасила. Изъяснение Божественной литургии.

Иеромонах Дорофей (Баранов)
www.eparhia-saratov.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *