Литургия: Видехом свет истинный… (9)

В прошлой статье мы остановились на возгласе «Святая святым», который завершает основную часть богослужения. После этого духовенство в алтаре готовится к причащению, приступает к Святым Тайнам и приготовляет Дары для выноса в храм для причащения мирян.

Причастен

Сразу после священнического возгласа «Святая святым» хором поются подряд два песнопения: первое из них «Един Свят, Един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь» является неизменным, второе же песнопение называется причастен (или, по-гречески, киноник) и изменяется в зависимости от характера богослужебного дня. Различают причастен воскресный, одинаковый для всех гласов («Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних»), причастен пасхальный, который к тому же поется народом во время причащения мирян («Тело Христово приимите, Источника безсмертнаго вкусите»), причастен богородичных праздников («Чашу спасения прииму и имя Господне призову»), причастны праздников апостолов, дней памяти святых. В дни других священных воспоминаний поются особые причастны.

Во время причащения священнослужителей, после того, как закончится пение причастна, обычно клиросом исполняется какое-либо песнопение, соответствующее духу богослужебного дня. Такие песнопения часто не являются каноническими в том смысле, что не употребляются по ходу богослужения, однако многие из них полюбились христианам, они их с удовольствием слушают и вне богослужения, на концертах и в записях. Это так называемые богослужебные «концерты», ставшие заметным явлением хоровой исполнительской культуры и дающие обширное пространство для композиторов для творчества на религиозную тему. Вместо «концерта» или после него читаются обычные молитвы перед причащением, также во многих храмах именно в этот момент выходит проповедник и произносит приготовленную проповедь, посвященную евангельскому чтению или празднуемому событию. Кончено же, все это делается не для того, чтобы «заполнить время» между причащением духовенства и выносом Чаши со Святыми Дарами. Нет — и песнопения, и молитвы, и проповедь, звучащая с амвона, все это настраивает готовящихся к причащению, поддерживает в них молитвенное, благоговейное состояние, может быть, даже умиление, которое так необходимо в момент предстоящего вкушения Тела и Крови Христовых.

«Верую, Господи, и исповедую…»

Таким образом, пока стоящий в храме народ готовится к причастию, духовенство уже причащается в алтаре, но сначала совершает над Святыми Дарами необходимые приготовительные действия.

Во-первых, священник с особым вниманием и благоговением разламывает Святой Хлеб по надрезу, сделанному во время проскомидии, и при этом произносит вполголоса: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и никогдаже иждиваемый, но причащающияся освящаяй«. Епископ Виссарион (Нечаев) приводит по поводу этой молитвы очень важные слова учения Церкви о Христе, являющемся в Святых Дарах: «Хотя в одно и то же время бывает много священнодействий по всей вселенной, но не много тел Христовых, а один и тот же Христос присутствует истинно и действительно. И это не потому, что тело Господа, находящееся на небесах, нисходит на жертвенники; но потому, что хлеб предложения, приготовляемый порознь во всех церквах и по освящении претворяемый и пресуществляемый, делается одно и то же с телом сущим на небесах. Ибо всегда у Господа одно тело, а не многие во многих местах» [1].

Во-вторых, одна из частиц Святого Агнца (с надписью IC: Иисус) погружается в потир со словами «исполнение (полнота) Духа Святаго», подчеркивая таким образом, что благодать Святого Духа, приложившего хлеб в Тело Христово и вино в Его Кровь, всей своей полнотой присутствует в соединенных Теле и Крови. После этого в потир вливается теплота, при этом диакон произносит: «Теплота веры исполнь Духа Святаго. Аминь«. Святитель Николай Кавасила говорит, что вливание в Евхаристическую Чашу теплой воды означает Сошествие Святого Духа на Церковь: «Тогда (т.е. в день Пятидесятницы — и.Д) Дух нисшел по окончании домостроительства Спасителева, а теперь нисходит по принесении жертвы и по освящении даров на тех, кто достойно причащается их» [2].

Затем частица с печатью XC (Христос) раздробляется на столько частей, сколько будет причащаться священнослужителей. И после этого все служившие священники и диаконы слушают произносимые предстоятелем приготовительные молитвы, главная из которых является исповеданием веры в совершающееся ныне Таинство: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз. Еще верую, яко сие самое есть пречистое Тело Твое и сия самая есть честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися Пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную. Аминь». Эта же молитва в точности повторяется священником и перед причащением мирян, когда диакон выносит Чашу в храм. После молитв священнослужители испрашивают друг у друга прощения и со словами «Се прихожду к безсмертному Царю и Богу нашему«, кладут земной поклон перед Самим Христом, находящемуся на Своем престоле под видом Святых Даров, и с благоговением и величайшей аккуратностью причащаются сначала Тела Христова, а затем прямо из Чаши причащаются Его Крови.

После причастия всех священников и диаконов старшим диаконом читается благодарственная молитва, в которой вслед за благодарением духовенство просит Христа: «Исправи наш путь, утверди ны во страсе Твоем вся, соблюди наш живот, утверди наши стопы…«. Затем, прежде чем вынести Дары для причащения мирян, две неиспользованные еще частицы Святого Агнца с печатями НИ и КА (вместе составляющие греческое слово НИКА, победитель) раздробляются при помощи копия на множество небольших частичек, которые затем погружаются в потир в Кровь Христову. Таким образом, частицы Тела напитываются Кровью и в таком виде могут быть предложены для причащения мирянам.

«Бог Господь и явися нам…»

Когда все готово к выносу Даров, открывается завеса, отверзаются Царские врата и священник, передавая диакону потир, произносит вполголоса: «Со страхом Божиим и верою приступите«. Диакон, с осторожностью принимая Святую Чашу, выходит Царскими вратами на амвон и возглашает те же самые слова во всеуслышание. Все находящиеся в храме люди — и готовящиеся причащаться, и просто присутствовавшие на литургии — видя, как является Сам Христос, всегда (кроме пасхального периода) делают земной поклон.

Выход со Святыми Дарами знаменует явление Господа Иисуса Христа по Его воскресении, и как когда-то апостолы с трепетом и радостью встречали в горнице Христа, так и за каждой литургией народ (устами хора) приветствует Воскресшего: «Благословен Грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам«. Затем священник повторяет, но уже вслух для всего народа, те же самые молитвы перед причастием, которые читались духовенством в алтаре и, взяв Чашу у диакона, подходит с ней к краю амвона, приглашая таким образом приступить к причастию подготовившихся мирян.

Следует сказать о том, что церковные каноны требуют от причащающихся точного соблюдения определенных правил при приближении к Чаше и причащении: «Во время причащения да приступят чинно, в глубоком смирении… руце к персем крестообразно согбенне имуще… Приемше же честно да поглотят, и по утертии уст покровцем рукою священническою, лобызают край святыя чаши… и отступивше мало, кланяются не до земли, ради охранения приятых таин, и стоят на своих местех, не глаголюще друг со другом…» [3]. Как мы видим, несмотря на архаичность текста можно понять, что это не просто рекомендации к поведению, а строгие указания, дабы не погрешить неблагоговейным отношением ко Святым Дарам. Более того, если постоянные прихожане видят, что кто-то затрудняется при подходе к Чаше, или ведет себя не должным образом, отходя от нее, то обязательно нужно подойти к такому человеку и с участием, но твердостью сделать необходимые замечания.

После того, как все подготовившиеся миряне подойдут к причастию, священник, поддерживаемый под руку диаконом, сразу же заходит обратно в алтарь, ставит потир на престол и высыпает все содержимое дискоса в Чашу, сопровождая это действие словами молитвы: «Отмый, Господи, грехи всех поминавшихся зде честною Твоею кровию и молитвами святых Твоих«. Напомним, что на дискосе с момента проскомидии находятся частицы, вынутые в воспоминание Пресвятой Богородицы, прославленных святых и всех поминавшихся за проскомидией живых и усопших членов Церкви Христовой.

Архимандрит Киприан (Керн) в своей «Евхаристии» отмечает, что этот богослужебный момент представляет собой «очень важное с точки зрения мистической действие. Через соединение частиц, как прославленных святых, так и других, с Кровию Христовою, означается, что Матерь Божия, святые и все вообще христиане, имена коих были помянуты, принимают близкое и живое участие с верными в благодарном воспоминании смерти и воскресения Господа. Господь омывает своею Кровию грехи тех, кто был помянут на проскомидии» [4]. Конечно, надо при этом понимать, что такое таинственное участие в литургии вовсе не заменяет собою Таинства Покаяния для тех, кто, может быть, даже не подозревает, что участвует во вселенской литургии через поминовение.

Во время этих действий священника хор поет обычное троекратное «Алиллуия», а по окончании пения иерей, поворачиваясь лицом к народу, выходит Царскими вратами, и благословляют молящихся: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое«. В ответ на это благословение хор поет замечательное торжественное песнопение, выражающее радость причастившихся о соединении со Христом: «Видехом свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную, нераздельней Троице покланяемся, Та бо нас спасла есть«. Это песнопение есть ни что иное, как одна из стихир Пятидесятницы, изображающая духовные преимущества христиан, те Дары Духа, которые необходимо оправдать приличествующей истинным поклонникам жизнью.

______

  1. Епископ Виссарион (Нечаев). Толкование на Божественную литургию.Киев, 2002. стр.258.
  2. Св. Николай Кавасила.Изъяснение Божественной литургии. Киев,2003. стр. 90.
  3. Служебник, Изд-во Московской Патриахии, 2001. стр. 565.
  4. Архимадрит Киприан (Керн), Евхаристия. Киев, 2005. стр. 318.
Иеромонах Дорофей (Баранов)
www.vocerkovlenie.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *