Литургия. Великая тайна совершилась! (8)

Мы подошли к самому важному в литургии — моменту освящения Даров. Христос — глава Церкви — является посреди молящихся; все внимание сосредотачивается на этом событии, и начинается заключительная часть литургии — ходатайственные молитвы и поминовение членов Церкви.

«Тебе поем…»

Напомним о том, что во время возгласа священника «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся» бывает возношение Святых Даров. Оно совершается диаконом (или самим священником, если служба проходит без диакона) крестообразно сложенными руками: дискос и потир поднимаются над престолом, то есть возносятся над ним. Священнодействие возношения и произносимые при этом слова можно рассматривать как образное выражение нашего смирения перед Богом, поскольку мы ничего не можем принести Ему, что бы уже изначально не было Его. Как бы простирая к Богу (вознося) эти приготовленные для освящения Дары, мы должны помнить о том главном даре, которого от нас в свою очередь ожидает Бог,— это наше очищенное от страстей сердце.

Хор в это время начинает тихо и протяжно петь слова молитвы, которую священник произносит перед престолом сразу после возношения Даров: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш» . Смысл этого песнопения очень глубок, можно сказать, что оно выражает как бы «программу» духовной жизни человека, основное содержание деятельности человеческой души. Толкователь литургии епископ Виссарион (Нечаев) дает такое разъяснение: «Мы приносим Тебе, Боже Отче, в Святых Дарах жертву хваления, славословия, благодарения и умилостивления. Мы воспеваем (поем) Тебя как существо бесконечно великое и совершенное; мы славословим (благословим) Тебя как дивного во всех делах, премудрого, всеблагого и всемогущего Творца и Владыку вселенной; мы благодарим Тебя как высочайшего нашего Благодетеля, не пощадившего за нас возлюбленного Твоего Сына, и, уповая на Твое милосердие, умоляем Тебя, ради Его Крестной Жертвы на Голгофе и ради таинственной Его Жертвы на престоле алтаря,— умоляем о помиловании нас от вечного осуждения и о благопоспешении нам в духовных и телесных нуждах» [1].

Итак, как только раздается возглас священника «Твоя от Твоих…» и сразу после этого начнется песнопение «Тебе поем…», все присутствующее на литургии должны все свое внимание обратить внутрь себя. Ничто не должно отвлекать нас от этого важнейшего момента литургии, когда духовенство в алтаре молится о схождении Святого Духа.

«Низпосли Духа Твоего Святаго…»

Наступает важнейшая минута всей литургии. В алтаре перед престолом священник приготовляется молиться о схождении Святого Духа на Дары. Духом Святым совершилось величайшее событие во вселенной — воплощение Бога Слова. Так же должно Святым Духом произойти пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.

Священник и диакон поклоняются трижды перед престолом, при этом с трепетом молясь о себе: «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя» или «Создавый мя, Господи, помилуй мя». Затем священник, в сознании своего недостоинства, но в то же время с мыслью об исключительной высоте и ответственности этого служения, а также помня о том, что совершитель таинства Сам Христос, воздевая руки, с умилением молится, прося Господа ниспослать Духа Святого на молящихся и на предлежащие Святые Дары: «Еще приносим Ти словесную сию и безкровную службу, и просим, и молим, и мили ся деем, низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащия Дары сия». Эта молитва, по словам архимандрита Киприана (Керна), «показывает, что Церковь литургически исповедует свою веру в Духа Святаго как Силу освятительную и совершительную…» [2]. Слова этой молитвы о том, что мы приносим «словесную сию и безкровную службу» раскрывают характер нашего служения: «Богу надо приносить не кровавые жертвы и даже не вещественные приношения плодов и пр., а чистое приношение нашего духа, слова, истекающие из наиболее высокого, что есть в человеке, от его духа» [3].

Затем священник, по установившейся в Русской Церкви традиции, читает еще и такую молитву: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас молящих Ти ся» . Это тропарь третьего часа. Как мы знаем из книги Деяний апостольских, именно в третий час дня [4] произошло Схождение Святого Духа на апостолов, то есть Пятидесятница.

Тропарь третьего часа читается священником трижды. После первого прочтения диакон произносит стих 50-го псалма: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» . После второго прочтения тропаря диакон продолжает стихом того же псалма: «Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене» . Эти стихи раскрывают душевное состояние молящихся в этот момент в алтаре священнослужителей.

После прочтения иереем молитвы призывания Святого Духа и повторяющегося тропаря третьего часа диакон, с благоговением приклоняя главу и указывая орарем на дискос, говорит священнику: «Благослови, владыко, святый хлеб» . Священник, благословляя хлеб иерейским благословением, произносит: «И сотвори убо хлеб сей Честное Тело Христа Твоего» . Благословляя вино в потире, священник говорит: «А еже в Чаше сей — Честную Кровь Христа Твоего. После каждого из этих благословляющих действий священника диакон произносит: «Аминь» . И, наконец, благословляя оба сосуда, дискос и Чашу вместе, священник говорит: «Преложив Духом Твоим Святым». Диакон запечатлевает это троекратным «Аминь» .

Что происходит в этот момент, нельзя описать на человеческом языке, используя образы и понятия, нам доступные. Это — величайшая тайна, проникновение в которую невозможно для человека, как невозможно для него и проникновение в тайну Троичности Божества или Воплощения Бога Слова. Отчасти, по данной от Бога благодати, могут говорить об этом святые люди.

«Великая тайна совершилась! Хлеб и вино стали истинными Телом и Кровию Спасителя. Всемогущество Божие незримыми для человека путями совершило эту тайну — бренными руками иерея! На святом престоле уже не образ и не вид, но самое истинное Тело и самая истинная Кровь Христовы. По Божиему смотрению не изменился вид и вкус хлеба и вина, чтобы быть снедью человеку, но это уже не хлеб и не вино, а Тело и Кровь Христовы, это Сам Христос Спаситель» [5].

Сразу же после освящения Даров все находящиеся в алтаре делают земной поклон перед престолом, а точнее, перед Самим Христом. Обычно молящиеся в храме не видят за закрытыми Царскими вратами самого момента Пресуществления Даров [6], однако все христиане должны знать о том, что происходит в алтаре во время пения «Тебе поем» . И, конечно, непременным правилом благочестия для христианина на литургии должно быть преклонение колен в конце этого песнопения. Исключением из этого правила являются воскресные дни и период Пятидесятницы (от Пасхи до Троицы). Если же в храме очень тесно, то также не следует делать земные поклоны, так как это создаст серьезные неудобства рядом стоящим богомольцам.

«И всех и вся»

Литургия вступает в свою заключительную часть. Священник, предстоя перед Христом, видя на престоле совершившуюся Жертву, принесенную за весь мир, начинает поминовение всех членов Церкви Христовой. Это поминовение, иначе ходатайство, одна из самых важнейших сторон служения священника. Он — ходатай пред Богом. Праведный Иоанн Кронштадтский прямо об этом говорит, обращаясь к иерею: «Если ты не воздыхал о спасении духовных чад своих, то ты — плохой пастырь» [7]. Поэтому священник молит Господа за причастников, чтобы Святые Дары послужили им к оставлению грехов и не были бы в осуждение: «Якоже быти причащающимся, во трезвение души, во оставление грехов, в приобщение Святаго Твоего Духа, во исполнение Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе, не в суд или во осуждение».

Затем священник как бы уже от лица всех продолжает молитву о почивших в вере праотцах, отцах, патриархах, пророках, апостолах, евангелистах, мучениках, исповедниках, постниках и о всякой праведной душе, в вере достигшей окончания земного поприща. Особым образом, уже во всеуслышание (на слух этот возглас следует сразу по окончании пения «Тебе поем»), иерей вспоминает о Богоматери, совершая при этом каждение престола: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии».

О ком же нам в первую очередь вспоминать перед Христом, как не о Его Пречистой Матери! «Ведь Она — честнейшая Херувим, верховная Христианка, спострадавшая Христу, испившая вместе с Ним до капли чашу страданий, у Которой, по словам Сименона Богоприимца, оружие прошло душу. Она пронесла Свой крест страдальческого материнства с честью и достоинством!» [8]. Поэтому-то мы и молимся Ей с особым усердием — «изрядно».

После этого возгласа хор начинает петь известное песнопение «Достойно есть». В дни двунадесятых праздников Господских или Богородичных и во все дни их попразднства, а также в некоторые дни Великого поста и во весь период Пятидесятницы вместо «Достойно есть» поется так называемый «задостойник» — песнопение из утреннего канона празднуемого события.

После возгласа «Изрядно о Пресвятей…» священник продолжает свое поминовение. Теперь он вспоминает всех святых, прославленных Богом, поименно поминая святых текущего богослужебного дня, а также всех живых и усопших членов Церкви. Это он делает вполголоса, а громко возглашает лишь поминовение Святейшего Патриарха и Правящего Архиерея Епархии, молясь о них от лица всех, чтобы Господь сохранил их на пользу Церкви «в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих, право правящих слово Твоея истины».

Все эти пространные (особенно когда служится литургия святителя Василия Великого) ходатайственные молитвы «показывают, какое значение придает Церковь всему совершающемуся в жизни человека и как она вникает во все подробности житейского обихода человека. Ни одна сторона этой жизни не является в глазах Церкви «мелочью», чем-то незначительным и второстепенным. Церковь освящает все своими молитвами и заботами» [9]. Молящийся в храме народ отвечает на священнические поминовения единодушно, не только устами хора, но и каждый из глубины сердца, как бы запечатлевает вселенский характер литургии словесной печатью: «И всех и вся».

 ______

  1. Епископ Виссарион (Нечаев). Толкование на Божественную литургию.
  2. Архимандрит Киприан (Керн). Евхаристия.
  3. Там же.
  4. По восточному счету времени суток третий час дня соответствует 9 часам утра.
  5. Священноисповедник Сергий Правдолюбов. Объяснение Божественной литургии. ЖМП. №3. 2006.
  6. Если служба архиерейская или же служит священник, награжденный правом служить литургию с открытыми Царскими вратами до «Отче наш», люди в храме могут видеть момент Пресуществления Даров и делать земной поклон одновременно с духовенством.
  7. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Священнику. М., 2005.
  8. Священноисповедник Сергий Правдолюбов. Объяснение Божественной литургии. ЖМП. №3. 2006.
  9. Архимандрит Киприан (Керн). Евхаристия.

Иеромонах Дорофей (Баранов)
www.vocerkovlenie.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *