Пост: духовная аскеза без духовной дистрофии

Игумен Дионисий (Воздвиженский), наместник Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря.

Пост очень ответственное время. Как провести пост, чтобы ощутить и сохранить в своей душе эту ответственную, серьезную, подлинную радость? Об этом мы беседуем с игуменом Дионисием (Воздвиженским), наместником Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря.

— Отец Дионисий, многие считают что монахи должны поститься как-то по-своему…

— Пост касается всех — как монашествующих, так и мирян. И мера поста — разная. Само слово «пост» значит полное воздержание. Пост Христа в пустыне, пост пророков, пост великих преподобных — вот это полное воздержание. Без воды организм человека может прожить около семи дней, без пищи — сорок, дальше начинаются необратимые процессы для организма. Поэтому великие святые и постились именно сорок дней, согласно своим силам. Строгость поста — воздержание от определенного рода пищи (рыбы, масла, яиц, елея и т. п.) — эти «градации» появились гораздо позднее.

Сейчас пост стал восприниматься именно как воздержание от определенного рода пищи. Но были в разных Церквах и общинах практики невкушения еды до определенного часа. Об этом нам напоминают наши сочельники накануне великих праздников. Когда литургия служится после вечерни — помните? — так ведь раньше-то она именно вечером и служилась, только после службы можно было есть.

Для нас сейчас, немощных и слабых духовно и физически, главное — не количество, не качество и не время приема пищи. Для современного человека гораздо важнее воспитать в себе воздержание от чрезвычайного вреда агрессивного окружающего мира — телевидения, интернета, СМИ. Вот где суета, осуждение, похоть и прочие «прелести»! Вот от этого надо воздерживаться всеми силами!

— Ну, вам хорошо — вы в монастыре. А мирским как от телевизора избавиться?

— Не только от телевизора, но и от прочего: чаще ходить в церковь. И ходить осознанно, участвовать в службе и головой, и сердцем. Чем больше человек постится, тем больше он должен молиться. Какой пост без молитвы? — Так, диета какая-то. Бывает так, что человек устраивает гастрономическое самоистязание — как следствие, конфликтует на работе, кричит в семье… Пользы — ноль, вреда — уйма. Не уместнее ли, соблюдая разумный пост, ходить почаще в храм? Кстати, тогда становится понятным, почему великопостные богослужения такие продолжительные: идет разумное совмещение молитвы и поста, воздержание и молитва идут вместе.

Давайте вспомним слова преподобного Марка Подвижника: «И не только от насыщения, но и от невкушения пищи вижу бывающее бедствие, ибо когда мы в течение многих дней не вкушаем пищи, то уныние, найдя себе в нас место, восстанет и будет бороть нас… Как неразумный земледелец, если он со многими издержками обработал свое поле и оставил его незасеянным, потрудился в убыток себе, так и мы, если, поработив тело свое большим вниманием к себе, не будем сеять семена молитвы, то выйдет, что мы потрудились против самих себя»…

— Простите, но тогда — есть ли в посте вообще какая-либо потребность, польза? Буду молиться себе спокойно и мясо поедать, молоком запивая?

— Дослушайте слова преподобного Марка о пользе поста: «Она (польза) всячески большая: ибо как бедный земледелец, если посеет на поле, заросшем дурною травою, не обработав вновь земли, то вместо пшеницы пожнет сорняки, так и мы, если будем сеять семя молитвы, не удручив прежде тело свое постом, то вместо правды принесем плоды греха. Ибо тело сие из той же земли и если не будет возделано с таким же прилежанием, как и земля, то никогда не произрастит плода правды. Сказанное же пред сим сказано не для того, чтобы удержать желающих получить пользу от поста, но в предостережение нежелающим повредить себе им: ибо как пост приносит пользу тем, которые разумно к нему приступают, так и вредит неразумно его начинающим». Цитата долгая, но — какая точная!

Правила проведения поста — дело очень личное. Возвышенная строгость древних отцов — для нас сегодня идеал, к которому мы по мере своих сил должны стремиться. Пост необходим каждому. Но каждому необходима и своя его разумная мера. Будет просто безумной самонадеянностью пытаться подражать великим святым в их мере поста. Нам оставлено покаяние: увидеть свои грехи, увидеть собственную немощь, греховную болезнь, поднять глаза, полные стыда, на небо, к Богу, попросить Христа о помощи и спасении — вот это мы, наверное, можем. К этому нас посты и зовут.

С игуменом Дионисием беседовал Петр Давыдов
www.pravmir.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *