Человечество настолько глубоко погрузилось в грех, что спасение от греха становится совершенно неинтересно. Причем даже людям, ходящим в Церковь!

Протоиерей Димитрий Смирнов

Чтение Евангелия стало тяжелым и непонятным трудом, даже для людей воцерковленных. Оно говорит о той реальности, которая уже бесконечно далека от нас? Или — просто не вмещается в человека и оттого никогда простым чтением не будет? Так почему же люди не читают Евангелие?

На эти темы мы и поговорим с протоиереем Димитрием Смирновым.

 

— Отец Димитрий, почемутак мало читают Евангелие?

— Евангелие читали всегда единицы. Для остальных его проповедовала Церковь. С тех пор как появились Гутенберг и Иван Федоров, его стали читать десятки. С тех пор как Евангелие перевели с церковнославянского на русский язык в начале XIX века — стали читать сотни людей. Из миллионов живущих!
Евангелие и было-то не в каждом храме. Только соборные храмы имели Евангелие, и это была очень дорогая вещь, ценимая как святыня: ее украшали золотом, серебром, драгоценными камнями, хранили как зеницу ока. При грабеже обязательно Евангелие крали. Иметь Евангелие дома кому-нибудь — невозможно было. Не всякий князь мог иметь!

— В силу того что человек живет в совершенно другой стихии, Евангелие остается неведоммым для большинства. Так было всегда. Только для «подготовленных» людей, причем для тех, чье сознание и сердце осолены любовью к Богу, оно может представлять интерес. Человечество настолько глубоко погрузилось в грех, что спасение от греха становится совершенно неинтересно. Причем даже людям, ходящим в Церковь: им гораздо интересней наладить взаимоотношения с невесткой или устроиться на работу. Только в конкретной нужде человек понимает, что ему нужен Бог.

— Вам приходилось сталкиваться с тем, что даже люди воцерковленные не могут понять прочитанного в Евангелии?

— Много раз! Приходилось спрашивать: что вы поняли? Большинство не только не поняли, но и не смогли даже сказать, о чем читали…
Дело еще и в том, что современные люди не «заточены» на духовную литературу. До XVIII века русский народ был ближе к восприятию духовной литературы, поскольку другой не было.

Сейчас Евангелие доступно физически, оно читается гораз­до больше, люди проявляют любопытство. Но обычно десять страниц максимум человек способен осилить, а потом ему настолько это наскучит…

Человек должен «продираться» сквозь текст. И вот человек попродирается-попродирается и перестает продираться… Потому что ему Евангелие просто чуждо. Чем он «затачивается», «полируется» с утра до вечера? «Жить здорово», «Модный приговор», «Пусть говорят». Это его уровень — клиповый. Даже философия, русская поэзия — уже слишком тяжело для него. Современный человек — очень неглубокое существо.

— Современный язык изложения, решит эту проблему?

— Кто-то все время говорит, что надо богослужение перевести на понятный язык. Я думаю, это не изменит ровным счетом ничего. Даже если язык будет понятен, человек не сможет адекватно воспринять новозаветные реалии. «Вышел сеятель сеять» — он это поймет. А что это значит, до него будет доходить годами.
Евангелие — это очень сложный текст, он чрезвычайно насыщен духовно. Духовный смысл столь объемен, что адекватно его понять очень сложно. Даже тем людям, которые «тренированы» и привыкли слушать, запоминать, анализировать. В каждом отрывке Евангелия — множество слоев. Поэтому оно и внедрялось в сознание столетиями, в том числе через другие книги. У нас в России вместо проповеди после богослужения читали Пролог, Толковое Евангелие — такие книги, которые служили основой благочестия.
И если бы люди сегодня через Церковь шли к тексту Евангелия, через церковное толкование, то для них оно стало бы открываться, конечно.

— Отдаленность современных реалий от реалий древней Галилеи мешает пониманию?

— Людям все мешает! Надо еще учесть, что мы находимся в страшном шуме: радио, телевидение, треп постоянный — и это все мешает человеку. А чтобы Евангелие воспринять, нужна тишина и готовность услышать ответ. Господь молчит, потому что человек не прислушивается!

— Потому, что человеку и ответ не нужен?

— Зачастую, да. Сколько раз я это наблюдал. Человек приходит, чуть не плачет, спрашивает что-то. Начинаешь отвечать, а он — не слышит. Он что-то свое продолжает говорить, объяснять.
Бывает, есть очень хороший наставник, а человек слушать не готов. Моя жена как-то наблюдала такую картину: группа молодых людей пришла в храм ближе к концу службы — крестить своих детей. А там сидел старец. Причем старец настоящий. Старец исповедовал. К нему подходили люди, вставали на коленочки, что-то рассказывали ему. И вот стоит молодой парень с ребенком на руках и говорит: «Надо же! Неужели этот дед еще что-то соображает?» Он смотрит — действительно, внешне картина странная: подслеповатые глазки, спина дугой, нос касается колен, ему что-то говорят и непонятно, слышит он или нет… И этот парень, основываясь на своем опыте, говорит: «Неужели это дед что-то вообще соображает еще?» Да, старцу было тогда 86 лет. Но этот «дед» нечто такое «соображал», что послушать его, посоветоваться с ним ездило очень много народу…

— Многим просто неясно: зачем читать Евангелие, для чего именно это нужно?

— Не нужно. Вообще не нужно! Пусть не читают. Но пусть хотя бы купят. Чтоб не бежать далеко, когда захочется прочесть.

— Верно ли, что для понимания Евангелия нужно не просто текст знать, но знать церковную традицию его прочтения? Почему вне традиции его невозможно понять?

— Это обязательно. Потому что человек будет трактовать прочитанное от ветра своей головы, что малоинтересно и не приносит большой пользы. Если же человек будет видеть Евангелие через духовный опыт святых отцов, у него отстроится внутренний слух, духовный. И он может тогда его использовать, отличать правду от лжи.

— Ходить в библейский кружок, группу изучения Евангелия?

— Если библейский кружок — это варка в собственном соку, тогда и он не принесет пользы. Нужно, чтобы им руководил человек, который находится внутри традиции и может направить, объяснить. Потому что православное предание идет из уст в уста, от сердца к сердцу.

— Зачастую человеку хочется самому, без подсказок, без наставников, своим умом до всего дойти…

— Для этого надо иметь ум. Это первое. А второе: надо иметь навыки решения задач.

— Есть общеизвестные составляющие церковной жизни: пост, молитва, участие в Таинствах и т. д. Какое место здесь должно занимать чтение Евангелия?

— В Церкви говорят человеку о вещах желательных. И полезных. Молитвенное правило в том виде, в каком оно существует — очень желательно. Но Церковь только рекомендует.
Можно дать человеку возможность, но воспользоваться ею не заставишь. Для чего митрополит Филарет (Дроздов) и его комиссия переводили Евангелие на русский язык? Для того чтобы у людей была возможность через него услышать голос Христа Спасителя.

— Церковь заставлять не может, но разве не идет речи о самопонуждении к чтению?

— С одной стороны, читать как попугай, ничего не понимая, конечно, малополезно. Это, скорее, телесное упражнение.
С другой стороны, мы детей побуждаем учить наизусть стихи. И сам текст, выученный наизусть, он может работать в дальнейшем. Как притча. Господь сказал притчу, у человека в душе сложился образ, он этот образ запомнил. И образ начинает работать в человеке, а потом человек начинает его осмыслять.
Но все же ему нужно понять: например, кто такой самарянин, как он встретил израненного человека, как его на ослика посадил, как его повез в гостиницу — он это все должен представить и запомнить. Но, к сожалению, люди не могут даже пересказать евангельские притчи.
Однако если человек постоянно читает, из года в год, то на третий, пятый год более-менее содержание запомнит. А потом можно, апеллируя к его памяти, что-то об этом рассказывать. Это и есть работа Церкви. Само богослужение так устроено: это постоянное напоминание о Евангелии. В течение года в храме «проживается» все Евангелие. Это совершенно гениальное изобретение с точки зрения педагогики! Я сорок лет служу и не перестаю удивляться совершенству того организма, который называется богослужением. Оно евангелиецентрично.

— Достаточно часто слов Евангелия за богослужением не разобрать… Разве священник не может повернуться лицом к прихожанам в момент чтения?

— Если ты читаешь Евангелие и его не слышно — это ситуация абсурдная. Либо надо говорить громко, либо надо поворачиваться, либо вставать в центр храма, либо включать микрофон.

— Есть ли рекомендации, как читать Евангелие? Отец Иоанн Крестьянкин советовал ежедневно прочитывать одну главу Евангелия, две главы из апостольских посланий…

— Способов несколько. Можно и просто подряд читать. Человек сам определяет: как ему лучше ложится на ум, на сердце, так он и читает. Но это только на практике можно оценить.

— Приходят ли к Вам люди с вопросами по Евангелию? Или все только с бытовыми вопросами?

— По Евангелию вопросы — тоже бывают. Но они обычно очень похожи. Есть такие места в Писании, которые с налету не поймешь. Например, всех очень волнует судьба засохшей смоковницы: как нехорошо, «неэкологично», немилосердно по отношению к природе Христос поступил!

— Зачем читать Евангелие, если есть более легкая литература на духовные темы?

— В пищу входит многое. Можно чай с вареньем пить и есть все время. Но долго не протянешь на таком рационе. Потому что помимо углеводов человеку нужны белки. Евангелие — это как белок, это основная пища. А так нужно все: белки, жиры, углеводы, витамины и микроэлементы.

— Книга «Мастер и Маргарита» у многих пробуждала интерес к Евангелию, или рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда». Возможно ли создание таких вещей для знакомства с Евангелием широкой аудитории, не готовой к чтению первоисточника?

— Бывает и такое. Но в В той же рок-опере — искаженное Евангелие. А сколько народу «застряло» на ней и дальше не пошло? Но Господь, безусловно, разными путями доходит до человека. И такими — тоже.

— Но, казалось бы, Евангелия написаны не самыми учеными мужами и написаны для всех…

— Оно — для всех. А мера восприятия Евангелия у всех разная.
Был такой случай, 1700 лет тому назад, один молодой человек искал духовной жизни, пришел к старцу и говорит: «Хочу научиться духовной жизни!» Тот отвечает: «Хорошо. Давай откроем Псалтырь». И читает первый псалом: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых…» Тот говорит: «Все, спасибо, достаточно». И уходит. Но, оказывается, уходит не насовсем. Приходит через 20 лет и говорит: «Я старался исполнять одну эту заповедь, которую услышал». Он 20 лет потратил на познание того, о чем была это заповедь и как ее исполнить!
Одна заповедь — это была его мера. Но он исполнил ее и двинулся дальше. А другой человек может считать, что он все знает, обо всем болтать, а самого главного не понять. И потом влияет на жизнь человека, меняет ее не само чтение, а только приятие сердцем Евангелия. И даже не это влияет, а глубина этого приятия.

— От чего зависит глубина этого приятия Евангелия?

— От любви к Богу.

— Сложно же прийти в Церковь и сразу сказать: «Я люблю Бога»…

— Всякое бывает. И потом любовь — это не абстрактная категория, это состояние души. Ум может пытаться в этом разобраться, но любовь — это данность. Человек даже воспринимает ее как нечто, ниспосланное свыше, а не то, что он выработал своей головой.

— И полюбить Евангелие можно таким образом?

— Думаю, что полюбить Евангелие можно только читая, познавая его. Чем глубже проникаешь, тем глубже любишь.

— Евангелие задает очень высокую планку, и человек с ужасом видит, насколько он до нее не дотягивается…

— С одной стороны, планка высокая, а с другой стороны — в Евангелии очень видно снисхождение Бога к человеку. И это дает дерзновение.

— В Вашей пастырской практике были люди, которые именно через чтение Евангелия поверили в Бога?

— Все было. У нас в семинарии учился один парень, мы с ним вместе сдавали вступительный экзамен. У него спрашивают одно, другое, а он говорит: «Я не знаю ничего. У меня и книг никаких не было никогда. Просто я стоял на остановке и увидел листок бумаги, поднял его…». И достает этот листок бумаги, разворачивает. А это — одна страница из Евангелия. Он прочел ее, выучил наизусть и пошел поступать в семинарию!
И его приняли. Он окончил четыре курса, женился и… умер. Мы его хоронили: 50 священников во главе с епископом отпевали.
Ему было только около 30 лет. Этот семинарист хотел выучиться Евангелию — и он выучился. В самом лучшем учебном заведении, которое на то время было в России. Господь забрал его, счел его готовым. Это — уникальный путь. А так — у всех по-разному в жизни бывает…

Господь к каждому человеку чрезвычайно милостив. Вообще, эту милость даже невозможно описать! Он с каждым возится, каждому что-то «подкладывает»: где соломки постелет, где человека навстречу пошлет, где — какие-то обстоятельства. И вот так «нянчится» с каждой душой. Поэтому наше участие тут — минимально. Но все-таки оно должно быть.

От того, что люди не читают Евангелие, отчаиваться не надо. Все, кто хочет, не только прочтут, но могут даже с сирийского языка его перевести. Я недавно познакомился с человеком, который перевел один толстенный еврейский трактат XVI века на современный язык. А этот трактат вообще не переиздавался с тех самых пор. Тому человеку это потребовалось, и он это сделал. Потрясающе! Он один на всем земном шаре владеет этим текстом.
Было бы желание! Господь к каждому милостив. Но в Царство Небесное входят исключительно одни желающие…

Протоиерей Димитрий Смирнов
Автор текта: ПОСАШКО Валерия, ПРОХОРОВА Дарья
www.foma.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *