Тайна Пасхи: Исследуем событие Воскресения Христа (1)

Когда на Пасхальной службе свет в храме гасится и священнослужители в алтаре начинают тихо петь «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех…», по коже пробегают мурашки. Ты испытываешь особое чувство волнения, умиления, духовного восторга. Священнослужители поют гимн второй раз, уже громче. Включается свет. Он постепенно разгорается, наполняет алтарь, храм. Мы в третий раз поем «Воскресение Твое, Христе Спасе…», и Царские врата распахиваются. Процессия священнослужителей выходит из алтаря, ее приветствуют взволнованные люди. Потом мы идем в ночи вокруг храма.

Это совершенно удивительное действо, погружающее человека в тайну того, что произошло Пасхальной ночью. Православная Церковь исключительно мудро не оставила только умственное воспоминание произошедшего, но позволила нам через обряды, повторяющие действия мироносиц пережить как бы прикосновение к событию Воскресения Христова. Через повторение действий мироносиц – шествие в ночи к закрытому гробу (в нашем богослужении его символизирует запертый храм) – мы переживаем опыт вхождения в саму реальность происшедшего; тайна случившегося становится осязаемой и ощутимой.

Почему установился такой обычай? Потому, что Церковь всегда хотела не просто возвестить о факте Воскресения Христова, но и дать верующим прикоснуться к этому событию. Нам мало быть посторонними наблюдателями, читателями этих историй или слушателями, в том случае, если Евангелие об этом будет читаться для нас в храме. Нам хочется самим осязать происшедшее, стать участниками этого действа! Мы желаем, чтобы наши ноги шли возможно тем же путем, каким шли мироносицы, нам хочется так же зябнуть от ночной прохлады, как зябли они, хочется замереть перед входом в храм (представляя, что это Гроб Христов), хочется войти под его сень и узреть свет, как увидели они блистающего Ангела и Гроб, залитый светом.

Воскресение Христово… Кажется, такое известное событие. Разве об этом не говорят батюшки на проповедях, разве мы не читали в душеспасительных книгах и журналах об этом? Да, но, честно говоря, чаще всего все пересказывают друг друга и повторяют одно и то же. Но ведь Евангельский рассказ наверняка глубже? Несомненно. Давайте еще раз перечитаем все то, что говорят нам Евангелия о Пасхе, и попытаемся заново открыть то, что произошло.

Постараемся с вами реконструировать шаг за шагом то, что случилось почти две тысячи лет назад и явилось переломным моментом человеческой истории.

И начнем с момента Смерти Христовой.

Спаситель умер на Кресте днем в пятницу: Иисус же, возгласив громко, испустил дух (Мк. 15, 37).

Медики пытаются найти здесь указание на какие-то физиологическое процессы, сопровождавшие Смерть Иисуса[1], однако богослову открываются другие грани. Исход Его духа, сопровождавшийся сильным звуком, выбросом энергии, парадоксальным образом свидетельствовал, что даже Смерть Иисуса отражает Его силу. Это смерть Человека, Который Сам отдает Свою жизнь, а не является бессильной жертвой в руках сильных мира сего.

Используемые здесь Евангелистом обороты речи могли у слушателей вызвать священный трепет, благоговейный страх.

И точно!

Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий (Мф. 27, 54).

Пораженный увиденным, римский офицер называет Иисуса так, как должен был называть только императора: Сын Божий. (Титул Августа и других императоров после него звучал на латыни как Divi filius – Сын Божий). Эти слова свидетельствуют об очень важной вещи: даже Смерть Христа произвела переворот в сознании людей, бывших рядом.

Отреагировала и природа: Вспомним и тьму, опустившуюся на землю (до сих пор идут споры, что это было: солнечное, лунное затмение? хамсин – песчаная буря?), и землетрясение.

Евангелист Матфей сообщает поразительные подробности:

И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим. (Мф. 27, 51-53)

Здесь можно выделить три момента: разрыв завесы, трясение земли и воскресение покойников.

Несколько слов о каждой из этих деталей.

Разрыв завесы

Разрыв завесы – очень богословски важная деталь. Напомню, что речь идет о завесе Иерусалимского Храма, которая отделяла Храм от Святая Святых – самого святого помещения Храма. Приоткрыв эту завесу, скрывающую Святая Святых, можно было попасть в темное помещение. Посредине пустой комнаты возвышался необтесанный кусок скалы Эвен штия – краеугольный камень мироздания. Это место было священным для евреев, так как считалось, что именно сюда сходит, когда захочет, Сам Бог. Даже первосвященник не мог долгое время находиться рядом с реликвией. Только раз в году, в Судный день, первосвященник входил в Святая Святых. Храм в это время был заполнен молящимися. Первосвященник произносил имя Бога, и весь народ, преклоняя колени, опускал головы в страхе.

Разрыв завесы означал, что ветхозаветное богослужение упразднено, необходимость в Храме отпала и что теперь приводить к Богу людей будет Иисус Христос, искупивший мир и примиривший на Кресте людей с Богом.

Землетрясение

Оно упоминается только в Евангелии от Матфея: …и земля потряслась; и камни расселись… (Мф. 27, 51).

Было ли оно вообще, или Евангелист придумал все эти подробности и ввел их в Евангелие, чтобы придать больший драматизм происшедшему?

С древнехристианских времен предпринимались попытки выяснить, что это было за землетрясение. Отцы Церкви придавали большое значение сообщению греческого историка 2-го века Публия Элия Флегона. Флегон говорит о затмении Солнца и землетрясении в Вифинии, относящимся к 31–33 гг. н. э.

Однако точно соотнести эти указания (а многие оспаривают подлинность сообщений Флегона и считают их древнехристианской вставкой в его сочинения) с Евангельским рассказом о Распятии непросто.

Недавно к спору подключились ученые-геологи. В 2012 году геологи из Германии и США заявили об определении даты Распятия Иисуса Христа, основанном на анализе сейсмической активности в районе Мертвого моря. Для того чтобы проанализировать сейсмическую активность этого региона, геолог Джефферсон Уильямс из Supersonic Geophysical и его коллеги Маркус Шваб и Ахим Брауэр из Германского исследовательского центра геонаук (German Research Center for Geosciences) изучили образцы пород, взятых из района Мертвого моря (от Мертвого моря до Иерусалима около 20 километров).

Годичные слои осадков показали как минимум два случая сильной сейсмической активности, которые оказали влияние на земную кору. Это масштабное землетрясение в 31 году и другое, которое произошло не ранее 26 года нашей эры.

Исходя из всего этого, можно предположить две вещи:

1. Во время Смерти Христа действительно произошло землетрясение, подтвержденное геологами и историком Флегоном. (Точный год Смерти Христа установить сложно. Сегодня ученые, проанализировав иудейские календари и датировки, упоминающиеся в Евангелиях, говорят, что, скорее всего, это был либо 30-й, либо 33-й год нашей эры.)

2. Раннехристианское предание сохранило в памяти рассказы о каких-то землетрясениях, бывших во времена, близкие к Смерти Христа. Потом, создавая свое Евангелие – тщательно продуманное и композиционно выстроенное богословское сочинение, – Евангелист связал воедино рассказы об этих землетрясениях со Смертью Христовой. (Не будем забывать, что Евангелист создавал свой труд в 80-е годы 1-го века, то есть через 50 лет после описываемых событий.)

Каждый может принять любую точку зрения, нам же, прежде всего, важно богословие этого рассказа. А оно таково:

А) Несомненны параллели с треснувшими камнями и ветхозаветные апокалиптические рассказы о наступлении последних времен. Своим рассказом о землетрясении Матфей показывает, что наступают последние времена, новая эра, новый отсчет времени.

Б) Рассказ о землетрясении во время Смерти Христа параллелен его же рассказу о Рождестве Христовом и о чудесной звезде. Там – знак на небе, тут – знак на земле. Таким образом, вся вселенная участвует в замысле Божием: встречает, приветствует, наконец, оплакивает Христа. Звезда на небе и треснувшие камни на земле являются обрамлением, рамкой всего остального Евангельского повествования Матфея.

В) Может быть, Матфей имеет в виду и следующее: На Смерть Христову отреагировала даже природа, даже камни содрогнулись, в то время, как люди оказались бесчувственны и равнодушны?..

Воскресшие мертвецы

Матфей сообщает и о другом поразительном явлении:

И вот… камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим (Мф. 27, 51-53).

Хотя и в Евангелии, и в христианской традиции считается, что воскрешение мертвецов происходило во время Смерти Христовой, но, если внимательно прочитать Евангельский текст, становится явным, что речь идет о воскрешении, которое произошло после Воскресения Самого Иисуса Христа (по воскресении Его).

Как замечает об этом рассказе современный библеист Н. Райт, написавший фундаментальное исследование, посвященное Воскресению из мертвых Иисуса («Воскресение Сына Божьего»), «некоторые истории настолько странны, что они просто могли случиться на самом деле. Быть может, это одна из них, но ее историчность невозможно исследовать».

За словами Райта стоит гораздо большее, чем стояло бы за подобными словами, если бы произнесли их мы. Дело в том, что упоминанию Евангелиста Матфея о воскрешениях посвящены серьезные исследования и выдвинуты различные научные гипотезы. Все их Райт изучил и разобрал. И в результате вынужден развести руками: по-видимому, Матфей опирается на какие-то уникальные предания, которые сохранялись в христианской общине.

Указание на то, что воскресшие «явились многим», показывает, что были очевидцы, которые могли подтвердить, что событие Воскресения Христова сопровождалось необъяснимыми явлениями умерших… Критика же этих сообщений опирается на ничем не доказанный скептицизм. В самом деле, если мы верим, что Иисус воскрешал мертвых (Евангелия сообщают о трех таких историях: воскрешении сына вдовы Наинской, воскрешении дочери Иаира и воскрешении Лазаря), то почему бы нам не допустить, что и величайшее событие Его собственного Воскресения ознаменовалось какими-то эпизодами частных и временных воскрешений людей? Если же мы априори не допускаем никаких воскрешений, кроме Воскресения Христова, считаем их просто легендарными добавками в Евангелие, задача которых показать, что Иисус – владыка над жизнью и смертью, то тогда естественно не верить и сообщению Матфея.

Впрочем, отойдем от историчности рассказа о воскрешениях иерусалимских мертвецов и посмотрим на богословие этого эпизода. А оно весьма выразительно, и несомненно, что Евангелист Матфей в первую очередь преследовал ту цель, чтобы дать нам некоторые богословские подсказки, своего рода «ключи» для уяснения богословия Смерти и Воскресения Христова.

Дело в том, что многие ветхозаветные пророчества говорят о тайне воскрешения в конце времен:

Посему изреки пророчество и скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву. И узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживете… (Иез 37, 12-14).

Во время Иезекииля это пророчество символически указывало на возвращение иудеев из плена, на духовное оживление народа. Но в 1-м веке, во времена Христа, этот текст уже понимался как указание на воскресение из мертвых.

Подобное пророчество находим и у Исаии:

Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя — роса растений, и земля извергнет мертвецов (Ис. 26, 19).

Кстати сказать, греческий текст Исаии (Септуагинта) перекликается со словами греческого текста Матфея, то есть тот, рассказывая о воскрешении, дает скрытые ссылки на всем известное пророчество.

Есть такие лингвистические параллели и между словами Матфея и словами пророка Даниила: И многие из спящих в прахе земли пробудятся (Дан. 12, 2).

Мы помним, что Евангелист Матфей все свое Евангелие насытил пророчествами и указал на то, что во Христе эти пророчества и предчувствия исполняются. Не есть ли упоминание о этих таинственных многих воскресших, вышедших из гробов во след Воскресшего Иисуса, указание на то, что через Воскресение Христа предощущается и приоткрывается предсказанная реальность всеобщей победы жизни над смертью? Заалела заря новой эры, происходят события, которые, конечно, должны в своей полноте исполниться в будущем, но уже сейчас они врываются в наш мир шокирующими и даже пугающими явлениями. «Матфей, без сомнения, прекрасно понимает, что умершие, о которых он говорил, уже не бродят по улицам, и не делает попытки объяснить, что с ними случилось дальше. Он не менее ясно понимает, что Церковь все еще ожидает последнего полного, всеобщего воскресения, когда – и тут тоже есть отблеск Дан. 12, – праведные просияют как солнце в Царстве Отца их (Мф. 13, 43). Другими словами, он не утверждает, что это было великое всеобщее воскресение, – это всего лишь странное, половинчатое его предвосхищение» (Н.Райт).

История описания событий, последовавших за Смертью Иисуса, была бы не полной, если бы мы проигнорировали уникальное свидетельство Евангелия от Иоанна. В этом Евангелии тема осмысления Смерти Иисуса достигает кульминации.

И в других Евангелиях очевидно, что Иисус – это Агнец, берущий на себя грехи мира. В Евангелии же от Иоанна эта мысль подтверждается вновь и вновь путем упоминания различных деталей. Поражает самовластность и свобода, с которой Иисус отправляется в Евангелии Иоанна на Крестные муки. Иисус Сам Себя отдает в руки палачей; на суде у Пилата предстает как царь и даже берет на Себя роль Судии (Ин. 18, 28- 19, 17). На Кресте Иисус высказывает заботу о Матери и о учениках, препоручая их друг другу. Прежде чем воины перебивают голени, Христос умирает по Собственному волеизъявлению (Ин. 19, 20-33). То есть каждый момент Страстей Христовых– подтверждение Его же слов: «Никто не отнимает жизнь у Меня, но Я Сам отдаю ее» (Ин. 10, 18).

Кроме этого, множество моментов Евангелия Иоанна указывают на искупительный характер Смерти Иисуса. Именно в этом Евангелии проводится параллель между Смертью Иисуса и временем пасхального жертвоприношения в Иерусалимском Храме:

Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый (Ин. 19, 26).

В этом же Евангелии указывается на важные элементы Страстей Христовых, имеющих пасхальное значение в ветхозаветном культе: иссоп (Ин. 19, 29 – Исх. 12, 22); кровь, истекшая из бока Иисуса (Ин. 19, 35 – Исх. 12, 13); неперебитые голени Иисуса, как кости пасхального агнца (Ин. 19, 31-37 – Исх. 12, 46).

Библеисты обращают внимание на примечательную лексику Иоанна. Так, автор четвертого Евангелия часто использует слово вознесен (греч. хипсо) в смысле «прославлен». Вознесение Иисуса – есть Его возвышение и прославление:

…когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе (Ин. 12. 32).

С другой стороны, этот же термин используется для обозначения Распятия (см.: Ин. 18, 32). Таким образом, Смерть Иисуса на самом деле явилась не позором и неудачей, а торжеством замысла, величия и любви Божией.

Итак, дорогие, подведем итог нашему небольшому обзору событий, последовавших за Смертью Иисуса Христа.

1. Иисус умер в пятницу днем, умер как пасхальный Агнец, примиряющий людей с Богом, искупляющий их грехи. С Его смертью ветхозаветная Пасха и все ветхозаветные обряды потеряли свое значение, потому что оказалась принесена самая абсолютная и окончательная жертва для спасения людей.

2. Иисус умер свободно, Он Сам отдал свой дух в руки Отца Небесного. Его поведение на Кресте, а также Смерть явились потрясением для очевидцев и кое-кого привели к вере.

3. Евангелисты связывают Смерть Иисуса с необычным фактом – разрывом завесы Иерусалимского Храма. Было это явление на самом деле или это богословский символ, описывающий окончание ветхозаветного храмового культа, сегодня не установить.

4. Смерть Христа произвела природные катаклизмы, о которых сохранились воспоминания у первохристиан. Из первохристанского предания эти истории попали и в Евангелия: это странная тьма, окутавшая землю, землетрясение, а впоследствии и появление в городе воскресших покойников.

5. Ранняя Церковь осмыслила Смерть Христову как важное и первое звено в цепи звеньев, ведущих к преображению мира и наступлению Царства Божьего. Механизм запущен, теперь его не остановить, и каждая минута нашей жизни приближает всерадостный и потрясающий Конец нашей истории. За которым наступит новая История, которая уже никогда не окончится.

В следующий раз мы поговорим о положении Христа во Гроб и том, что происходило с Ним дальше.

Священник Константин Пархоменко
azbyka.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *