О «Лествице» и молитвенном чтении

До нас не дошло никакой информации, где родился Святой Иоанн Лествичник, который поднялся на гору Синай и стал монахом, когда ему было всего 16 лет. Он присоединился к братии монастыря Ватос (монастырь Неопалимой Купины), который позднее стал монастырем Святой Екатерины. Монашеской жизни его обучал старший монах по имени Мартирий. 19 лет спустя, после смерти Мартирия, Иоанн ушел в скит, находившийся за пределами монастыря, и провел там 40 лет отшельником. В возрасте 75 лет, по просьбам монахов, Святой Иоанн стал аббатом монастыря. Как аббат, он получил широкую известность за свою мудрость и образцовый образ жизни.

Сегодня его знают, прежде всего, за книгу, которую я уже упоминала раньше, – «Лестница Духовная», написанная им в начале седьмого века от Рождества Христова по просьбе аббата Иоанна из монастыря Райту, что расположен на Красном Море. Так что обратите внимание, что эта книга была написана по просьбе монахов, монахом, как руководство для монахов и предполагает контекст монашеского сообщества.

В этой книге дается описание для монахов, как поднять свою душу и тело к Богу, постепенно обретая аскетические добродетели, путем борьбы с определенными грехами. Это аскетическое восхождение описывается как тридцать ступеней или глав, и тридцатая ступень соответствует эпохе Иисуса, времени, когда Он принял крещение в реке Иордан. В качестве основы для взятой темы Иоанн использует аналогию с лестницей Святого Иакова, описанной в Книге Бытия (28:12).

Первые семь ступеней соответствуют семи основным монашеским добродетелям. Например, первая ступень предполагает отречение от мира – все то, что монах оставляет позади, когда приходит в монастырь. Четвертая ступень предполагает полное послушание духовному отцу. Следующие семнадцать ступеней предлагают руководство по преодолению особых грехов, таких как клевета, чревоугодие, безразличие, тщеславие, уныние, малодушие и так далее. Последние четыре ступени предполагают высшие добродетели, являющиеся основной целью аскетической жизни. 27 ступень – молитва (прософия), 28 ступень – покой (исихия), 29 ступень – бесстрастие (апатия) и последняя 30 ступень – венец всех добродетелей: вера, надежда и любовь.

Эта книга — одна из наиболее читаемых византийских духовных книг, иными словами, молитвенное чтение. Давайте поговорим чуть подробнее об этой идее молитвенного чтения.

Молитвенное чтение

Существует несколько видов молитвенного чтения: чтение Святого Писания и чтение других книг, которые иногда называют духовными книгами, мотивирующими нас на нашем жизненном пути. Относительно молитвенного чтения важно запомнить, что нам следует читать то, что нам подходит, подходит для нашей жизни. Литературу, которая может помочь нам жить в святости и поддерживать нас перед лицом определенных трудностей, с которыми мы сталкиваемся. Как говорил святой Исаак Сирин, «все дела имеют свою очередность, и любой образ жизни имеет свое время. Если взять на себя раньше времени то, что на данный момент выше наших сил, вы не получите ничего и лишь испытаете боль». Поэтому давайте выбирать чтение для себя с умом. Если вы – светские люди и вы начали читать литературу аскетического характера, то тексты об отречении от мира или безоговорочном послушании старшему монаху могут вас расстроить или привести к странной ситуации, например, к попытке превратить вашего приходского священника в такого старшего монаха. Или просто погрузить вас в общее ощущение отчаяния, потому что вы читали не то, что вам подходит, не то, что относится к вашим реалиям.

Но есть чтение, которое подходит всем нам, и которое всем нам следует читать. Это Священное Писание. Библия. И давайте признаем, как православные люди: мы не так и много читаем Библию. И это очень плохо. В традиции латинского монашества есть то, чему мы можем поучиться. Точнее, в традиции бенедектинцев, которая пошла от Святого Бенедикта Нурсийского (+543/7), отца западного монашества. Речь о традиции молитвенного чтения Священного Писания прежде всего, а не другой духовной литературы. Такое чтение называется lectio divina — медленное и вдумчивое чтение отрывка или стиха из Писания и поиск его значения, размышление над ним. Такой тип чтения не предполагает поиск информации, как чтение литературы для того, чтобы сдать экзамен. Но цель такого чтения – связь с Богом. И такое чтение требует молитвенной подготовки в тишине, согласно стиху 46:10 Псалтиря: «Будь в покое и знай, что я – Господь». Особенно важна роль Святого Духа в проявлении Слова Божьего и в том, чтобы мы ощутили Божественное присутствие, не только во время чтения, но и во время молитвы.

Разумеется, эта практика доступна не только монахам, но также и светским людям. И светские люди постоянно осуществляют эту практику. Целью этой практики является ощущение присутствия Бога. Другая практика, о которой мы говорили две недели назад, имеет ту же цель – это повторение молитвы Иисуса. Безусловно, чтение и молитва несколько различаются, потому что, как говорил Святой Амвросий Миланский (+397 год), «мы обращаемся к Нему, когда молимся, мы слышим Его, когда читаем». Но результат один – мы оказываемся в Божественном присутствии.

Как я уже отмечала, молитвенное чтение также применимо к так называемой духовной литературе. К примеру, это может быть чтение Жития Святых или других книг о духовной жизни, мотивирующих нас постоянно поддерживать связь с Господом. Именно об этом говорит апостол Павел в письме к Тимофею: «Уделяй внимание чтению» (Первое послание к Тимофею, 4:13). И именно к этому призывает нас это воскресение Поста: и речь не только о почитании Святого Иоанна Лествичника, но, скорее, о чтении его знаменитой книги. Потому что даже недолгое молитвенное чтение, к примеру, с утра, даст нам, так сказать, топливо, чтобы мы ощущали присутствие Бога в нашей картине мира, в нашей жизни. В конце концов, все мы успеваем прочесть новости по утрам. Кто-то читает новостные веб-сайты, кто-то, может, до сих пор читает газеты. И мы находим время для этого. Так что, может быть, мы сумеем уделить немного времени, чтобы прочесть маленький отрывок из Писания (не нужно слишком много!) и, возможно, один параграф из духовной литературы, подходящей к нашему образу жизни.

И, делая это, давайте постараемся запомнить три вещи.

  • Первое – заранее просите Бога о помощи.
  • Второе – читайте медленно и внимательно.
  • Третье – выделите часть, которая больше всего вас впечатлила, и носите ее с собой в течение всего дня.

Давайте попробуем «уделить внимание чтению» (Первое послание к Тимофею, 4:13).

 

 

ИНОКИНЯ ВАССА (ЛАРИНА)
www.pravmir.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *